Проблемы
Проблематика произведения «19 октября» представлена ниже:
- Проблема предательства очень сильно контрастирует с основной темой стихотворения. Строки «Друзьям иным душой предался нежной, // Но горек был не братский их привет» отсылают читателей к истории, связанной с Фёдором Толстым, с которым Пушкин познакомился уже после выпуска из царскосельского лицея в 1819 году. Новый товарищ поэта опорочил его честь. Он сказал, что перед отправлением в ссылку творца выпороли в охранном отделении. Такая клевета возмутила Пушкина, он посвятил своему обидчику эпиграмму «В жизни мрачной и призренной…».
- Проблема одиночества появляется в тексте несколько раз: в начале и в конце. Лирический герой празднует 19 октября, его друзья далеко, однако они живы. Лицеисты вспоминают своего товарища, не перестают любить его. Здесь речь идёт о разлуке, которая скоро превратится в долгожданную встречу. В конце стихотворения появляется мысль о смерти. Когда все друзья уже будут мертвы, последнему оставшемуся в живых лицеисту будет тяжело и грустно. Возникает мотив вынужденного одиночества, отстранённости от всего мира.
- Проблема сохранения воспоминаний о важных людях, событиях, годах жизни тоже фигурирует в стихотворении. Никто из лицейских друзей лирического героя не забыл о нравах Царского Села, забавах и мечтаниях. Даже находясь далеко друг от друга, товарищи не переставали надеяться на скорую встречу. Они остались верны самим себе и своим юношеским клятвам, обещаниям. Спустя много лет выпускники всё ещё собираются вместе, чтобы отметить 19 октября.
Средства выразительности в стихотворении
Интересующее нас произведение написано ямбом. Главная особенность в его построении состоит в использовании автором сложных предложений. В тексте имеется множество восклицательных знаков. Это свидетельствует об эмоциональном состоянии Александра Сергеевича. Кроме того, в нем можно найти риторические вопросы, связанные с размышлениями автора о судьбе его товарищей. В этом стихотворении, как и во всем остальном творчестве Пушкина, присутствуют метафоры, эпитеты и олицетворения.
Метафоры
Кроме того, при выполнении разбора произведения «19 октября» можно легко заметить, что оно наполнено различными художественными средствами выразительности.
В нем содержится большое количество метафор: убор леса — яркая листва, пустынная келья — комната поэта, с огнем в очах — радостно.
Все метафоры здесь
Звуковые приемы
Автор применяет звукопись — использование звуков, которые передают настроение описываемой ситуации.
Например, в этом отрывке используется аллитерация — повторение гласных звуков, в данном случае это звуки «з» и «с». Таким образом автор усиливает настроение суровости:
«…Из края в край преследуем грозой,Запутанный в сетях судьбы суровой…»
При прочтении можно почувствовать суровость ситуации, будто звук холодного зимнего ветра присутствует в этих строках.
Все звукописи здесь
ли со статьей или есть что добавить?