Содержание
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение стоит из трёх строф, состоящих из восьми стихов. В первом лирический герой рассуждает о том, в чём счастье утомлённой души. Он приходит к выводу, что счастье в том, чтобы жить внутренней жизнью, не тратясь на окружающий мир. Во второй строфе лирический герой обращается к образу ядовитого цветка. Она так же действует ночью, как и уставшая душа. Её действия незаметны, «ласковы», но она убивает.
Читайте также: Ф.И. Тютчев “Чародейкою Зимою…” план-конспект занятия по чтению (2 класс) по теме
Третья строфа разъясняет сопоставление утомлённой души с белладонной. Лирический герой обращается к возлюбленной, рассуждая, кто из них погубит другого, а кто станет жертвой коварства. Этот вопрос не был праздным: в 1890 году Бальмонт выбросился из окна после неудачного первого брака. Склонность к самобичеванию и даже самоубийству оставалась у него и позже.
Тема стихотворения – любовь, которая становится болью, причиной несчастий и даже смерти. Основная мысль может быть заключена в цитате из стихотворения: «Радости нет без печали». Мир амбивалентен, сочетает в себе противоположности. Любовь включает в себя и радость, и печаль.
Литературное направление и жанр
Бальмонт как поэт-символист создаёт образ губительной любви, символом которой становится цветок белладонны, распускающийся ночью. Возможно, на Бальмонта повлияло описание ближайшего родственника белладонны, ещё более ядовитого дурмана, большие белые трубчатые цветы которого, в отличие от маленьких фиолетовых цветочков белладонны, вечером распространяют ядовитый, но прекрасный аромат.
Стихотворение относится к жанру любовной лирики, но не лишено философских рассуждений.
LiveInternetLiveInternet
Читайте также: В чем заключается драматизм любовной лирики Лермонтова?
Константин Дмитриевич Бальмонт
Я стою на прибрежье, в пожаре прибоя, И волна, проблистав белизной в вышине, Точно конь, распаленный от бега и боя, В напряженье предсмертном домчалась ко мне.
И за нею другие, как белые кони, Разметав свои гривы, несутся, бегут, Замирают от ужаса дикой погони, И себя торопливостью жадною жгут.
Опрокинулись, вспыхнули, вправо и влево,- И, пред смертью вздохнув и блеснувши полней, На песке умирают в дрожании гнева Языки обессиленных белых огней.
В конце 1902 года московское издательство «Скорпион» выпустило четвертую книгу Бальмонта «Будем как солнце». В течение шести месяцев было продано почти две тысячи экземпляров, что по тем временам означало большой успех. Сборник закрепил за Константином Дмитриевичем репутацию лидера русского символизма. По замечанию Стаховой, поэт предпринял попытку создать космогоническую картину мира. В центре ее находится солнце, представляющее собой вечный источник всего живого. В книге преобладают пантеистические мотивы поклонения стихийным силам. Особое место в образном ряде отведено огню. Он фигурирует во многих стихотворениях. В частности, в «Гимне огню» Бальмонт перечисляет множество его ликов – от пламени свечи в церкви до света горящих домов.
«Белый пожар» датируется 1900 годом. Произведение входит в раздел «Четверогласие стихий» сборника «Будем как солнце». В качестве эпиграфа Константин Дмитриевич использует строки из «Веселой науки» (1882) немецкого философа Фридриха Ницше: «Я здесь стою в пожаре прибоя…».
Фридрих Ницше
Кстати, далее в оригинале написано следующее: «…чье белое пламя лижет мои ноги…». Многие идеи Ницше были близки Бальмонту. Не раз обращался Константин Дмитриевич к теме «стихийного гения», которому придавались черты сверхчеловека. В трудах великого немецкого мыслителя нередко говорится о сильной личности, способной противостоять толпе. Бальмонт, в свою очередь, любил подчеркивать исключительность поэта. Справедливости ради стоит отметить, что творчество Ницше привлекало не только Константина Дмитриевича, но и других ярких авторов Серебряного века – Гиппиус, Брюсова, Мережковского.
Стихотворение «Белый пожар» отличает сложная образность. Волны, которые наблюдает лирический герой, сравниваются одновременно с огнем и лошадьми. Метафоры сменяют друг друга, порой переплетаясь. В первой строфе упоминается предсмертное напряжение, с которым вода добирается до берега и, соответственно, до героя-наблюдателя. Во втором четверостишии бег волн олицетворен с дикой погоней. В ней вынуждены участвовать белые кони, «жгущие себя с торопливостью жадной». В финальной строфе волны-огни «на песке умирают в дрожании гнева». «Белый пожар» можно отнести к философско-пейзажной лирике. В нем описание природного явление помогает раскрыть тему неизбежной физической смерти всего живого на земле.
pishi-stihi.ru
Послушайте стихотворение Бальмонта Придорожные травы
Темы соседних сочинений
← Приветствую тебя↑ БальмонтРаненый →
ли со статьей или есть что добавить?