Анализ стихотворения Дмитрия Мережковского «Дети ночи»

Предчувствие грядущих перемен

«Дети ночи» были написаны в 1895 году. В то время никто, в том числе и сам Мережковский, даже подумать не мог, какие страшные и кровавые события произойдут в России в октябре 1917 года. Однако поэту удалось почувствовать настроение людей, понять, что они утратили светлое начало в своей душе и, в результате, стали совершенно беззащитны перед всепроникающими силами зла. Потому-то он и называет свое поколение «дети ночи», которые блуждают в темноте, с тревогой и надеждой ожидая появления неведомого пророка. Правда, тогда Мережковский еще не осознавал, что вместо пророка в Россию придет кровавая и безжалостная революция, которая унесет жизни тысяч и тысяч людей, заставляя их жестоко и бессмысленно истреблять друг друга. Поэт видел, что человечество, хоть и замерло в тревожном ожидании рассвета, на самом деле, давно погрязло в страшной бездне греха. Остается лишь ждать, когда наступит неизбежная пора очищения. Он пока не осознает, каким образом оно произойдет, но предвидит, что солнечный свет для тех, кто привык к ночной темноте, скорее всего, обернется неминуемой и страшной гибелью. «Свет увидим – и, как тени, мы в лучах его умрем», — утверждает поэт.

Анализ стихотворения Дмитрия Мережковского «Дети ночи»

Анализ стихотворения Дмитрия Мережковского «Дети ночи» Стихотворения Дмитрия Сергеевича Мережковского – это классический образчик поэзии эпохи символизма. Но в то же время, его творчество можно отнести и к декадансу, с его эстетизмом, академичностью и намеками на упадок и культурный регресс отображенных в стихах поэта. Ярким тому примером можно назвать одно из известнейших стихотворений Мережковского – «Дети ночи». Дмитрий Сергеевич был не только гениальным поэтом и литератором, он также был и философом, который находил и отображал в своем творчестве закономерности человеческого бытия. Неудивительно, что стихотворение «Дети ночи» оказалось пророческим. Написанное автором еще в 1895 году оно предвосхитило события революции, падения царской России и прихода новой «кровожадной» власти в 1917. Но Мережковский не видел будущего, не был он ни пророком, ни предсказателем. Образованный и эрудированный, он тонко чувствовал связь прошлого с настоящим. Из мировой истории прошлых веков Дмитрий Сергеевич почерпнул знания о необходимости великих перемен, которые должны произойти на стыке веков. Поэт считал, что на закате столетия все человечество становится детьми ночи, которые с надеждой устремляют свои очи на бледнеющий восток и ждут изменений, лучшей жизни и своего пророка. Первая мировая война, а затем революция забрали сотни тысяч жизней – это, тоскующие о несозданных мирах дети ночи. Уставшие от прежних режимов и порядков люди избрали для себя новую идеологию в надежде на «утро» — на новое будущее. Но современники Мережковского стали лишь предтечами грядущих событий. Но несмотря, на дерзновенные их речи дети ночи не могут жить при свете. Общество, меняющее ход истории создает новый мир для потомков, в то время как сами они существовать в нем не в силах. При восходе новой эпохи, они обязательно умирают в лучах ее света, как тени. Дмитрий Сергеевич стал свидетелем всех «напророченных» им событий. Лишь в 1919 году он покидает родину и навсегда уезжает в Париж. Свою эмиграцию он отождествляет с Голгофой, считает ее наказанием и до конца жизни жалеет, что никак не смог предотвратить тех ужасных событий и так мало сделал для России.

LiveInternetLiveInternet

Дмитрий Сергеевич Мережковский

Устремляя наши очи На бледнеющий восток, Дети скорби, дети ночи, Ждем, придет ли наш пророк. Мы неведомое чуем, И, с надеждою в сердцах, Умирая, мы тоскуем О несозданных мирах. Дерзновенны наши речи, Но на смерть осуждены Слишком ранние предтечи Слишком медленной весны. Погребенных воскресенье И среди глубокой тьмы Петуха ночное пенье, Холод утра — это мы. Мы — над бездною ступени, Дети мрака, солнце ждем: Свет увидим — и, как тени, Мы в лучах его умрем.

Дмитрий Мережковский является одним из ярких представителей русского символизма, у которого было много последователей. Этот поэт умел остро чувствовать время и предвосхищать события, став, по сути, пророком для своего поколения. И примером этому служит стихотворение «Дети ночи», написанное в 1895 году и посвященное революции, о которой в то время никто и не догадывался.

Впрочем, называть Мережковского пророком было бы ошибочно, потому что он не знал, что же именно произойдет через 22 года. Он сумел уловить лишь общее настроение толпы, понять, что люди утратили в своей душе все то светлое и чистое, благодаря чему они были надежно защищены от мирской грязи и суеты. Именно поэтому свое поколение автор именует детьми ночи, которые блуждают в потемках и ждут «придет ли наш пророк».

Передавая свои ощущения, Мережковский не подозревал, что вместо пророка его соотечественники очень скоро попадут во власть мессии, коварного и безжалостного. Революция унесет жизни десятков тысяч людей, которые будут убивать друг друга за убеждения. Однако поэт оказался прав в одном: общество на пороге 20 века нуждалось в серьезной встряске, так как увязло в грехах. Поэтому, характеризуя своих соотечественников, поэт о. Таким образом, Мережковский исключает божественную суть современного человечества, намекая на то, что пришла пора его очищения. Каким оно будет, автор умалчивает, однако предполагает, что солнечный свет для детей ночи может оказаться губительным. «Свет увидим – и, как тени, мы в лучах его умрем», — убежден Мережковский.

Примечательно, что себя автор также отождествляет с детьми ночи, считая, что избежать участи тех, кто находится рядом, ему не удастся. Поэт считает, что очень скоро каждому человеку придется взойти на собственную Голгофу, чтобы погибнуть окончательно или же очиститься ради новой жизни. Такой Голгофой для поэта очень скоро станет эмиграция – в 1919 году он навсегда покинет Петербург, который считает «царством Зверя» и последние годы жизни проведет в Париже, считая, что в полной мере заслужил подобное наказание. До конца жизни Мережковский будет упрекать себя в том, что слишком мало сделал для России и не смог вырвать ее из революционной пучины, хотя и предвидел столь кардинальные перемены в обществе и даже предсказывал, что его родина станет ареной битвы темных и светлых сил.

Анализ стихотворения Мережковского «Дети ночи»

Дмитрий Мережковский творил в духе модного для его времени символизма. Он не только добился колоссальных успехов в этом направлении, но и стал образцом для многих поэтов. Исследователи утверждают, что этот мастер слова чувствовал не только настоящее, но мог предсказывать и грядущие события. Этот тезис подтверждает и стихотворение «Дети ночи». Оно было создано Мережковским в 1895 году на честь революции, которая вспыхнула спустя 22 года. Нельзя сказать, что Мережковский был пророком, он просто сумел почувствовать и понять настроение общества. Тема стихотворения – перемены в человеке и обществе под влиянием обстоятельств. Автор утверждает, что его современники погрязли в мирской суете и мраке, растратили в нем свои светлые души. Он уверен, что единственный путь этого поколения – к погибели и даже если его озарит свет, выжить «дети мрака не смогут». Как видим, идея очень близка к настроению декаданса. Главный образ стихотворения сборный – это дети ночи. К ним причисляет себя и лирический герой. Он не остается в стороне от мрачной толпы, а видит все происходящее ее глазами. Именно поэтому произведение написано от первого лица множественного числа. Лирический герой не боится заявлять «мы» подписываться под сказанным от имени всего поколения. Главная проблема «детей скорби», «детей ночи» – бездействие. Они видят, как рушится их мир, но, сложив руки, ждут, когда прибудет их пророк. Конечно же, ожидание лишь угнетает сердца людей, они «тоскуют о несозданных мирах». Как ни странно, надежда в их душах остается и даже умирают они с ней.

«Дети ночи», по мнению Д. Мережковского, заведомо осуждены на гибель, но сначала умирают их «дерзновенные речи». Оказывается, что их предтечи были «слишком ранние», а весна «слишком медленная». Таким образом, во всех бедах обвиняются обстоятельства, но никак не сами «дети ночи». «Дети ночи» стонут от обстоятельств, а для других людей кажутся посмешищем, они прекрасно это понимают. Тем не менее, эти люди еще надеются увидеть солнце. Под образом небесного светила автор как раз и подразумевает общественные изменения, в том числе и революцию. Д. Мережковский знает, что для его пассивных современников это солнце, несмотря на все надежды, станет гибелью. Сложная идея стихотворения Д. Мережковского «Дети ночи» доносится при помощи художественных средств. Автор наполняет текст оригинальными метафорами: «бледнеющий восток», «дети скорби, дети ночи», «слишком медленная весна», «глубокая тьма». Один раз автор использует сравнение, но оно перебирает на себя . Метафоры выполняют вспомогательную роль: «несозданные миры», «ранние предтечи», «ночное пенье». Д. Мережковский не разделяет стихотворение на куплеты. Это целостный монолог, такой себе поток мыслей, который постепенно реализует идею. Автор использует перекрестную рифму, строки написаны анапестом, что придает тексту мрачного настроения, создает угнетающую атмосферу.

Средства художественной выразительности

Пушкин широко использует в стихотворении эпитеты («труд и стыд напрасный», «глупости несчастной»), антитезы («при вас», «без вас»), метафоры («болезнь любви»), сравнения («любуюсь вами, как дитя»).

Важная роль отведена многочисленным глаголам (люблю, бешусь, признаюсь, любуюсь), которые создают образ деятельной, беспокойной, горячей любви.

Читайте также:  Рефераты / Своеобразие любовной лирики А. С. Пушкина / Своеобразие любовной лирики А. С. Пушкина

Ряды однородных определений и обстоятельств выполняют функцию градации (нарастания эффекта).

Стихотворение венчается двумя последними предложениями, которые стали афоризмом: «Ах, обмануть меня нетрудно! // Я сам обманываться рад!». В нём конфликт воображаемого и видимого получает неожиданное разрешение и формально сводится к изящной шутке.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий