Анализ стихотворения «Лиличка!» (В. Маяковский)

Темы, настроение и проблемы

Основная тема стихотворения «Лиличка!» – это любовь и муки, которая она способна причинять. Поэт выражает в тексте всю силу любви, полную зависимость от нее и от взгляда своей Музы. Это чувство «выжигает» душу поэта и женщины, в которую он влюблен, от него нет спасения. Соответственно, проблема, поставленная поэтом, — это страдание от сильнейшего в мире чувства, которое не находит нужного отклика в сердце возлюбленной. Для нее его любовь — «гиря», которая мешает свободному движению и затрудняет жизнь.

Весь текст послания проникнут отчаянием лирического героя. Он чувствует приближение разрыва, видит, что возлюбленная охладела и играет с его чувствами. Очевидно, что героям не удастся расстаться без скандалов и ссор – «тяжкая гиря» любви никуда не денется и неминуемо потянет поэта обратно.

Жанр, направление, размер

Маяковский дал стихотворению «Лиличка!» подзаголовок «Вместо письма», поэтому жанр текста можно точнее всего определить как послание. Поэт обращается к возлюбленной в своем страстном монологе, вспоминает счастливое прошлое, глубоко переживает неминуемый разрыв, снова и снова признается в своих чувствах.

Поэт-футурист, Маяковский продолжает экспериментировать с формой текста. Он пишет стихотворение своим любимым способом – «лесенкой», которая оказывается способна наиболее точно выразить страстное, порывистое признание в любви.

Размер стихотворения – разностопный хорей с чередованием перекрестной и кольцевой рифмовки. Необходимо заметить, что некоторые строки не рифмуются или имеют неточную рифму, как будто рифма не всегда успевает за движением мысли поэта.

Послушать стихотворение Маяковского Я счастлив

Образы и символы

  • В центре стихотворения «Лиличка!» оказывается образ лирического героя. Он невероятно близок самому поэту: Маяковский посвящает текст Музе и возлюбленной Лиле Брик и очень откровенно говорит о своих чувствах и переживаниях. Лирический герой сознается, что полностью находится во власти любимой женщины: «Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа».
  • Маяковский создает образы двух животных (быка и слона). Измученные трудом и жарой, они отправляются на отдых в тихое и спокойное место. Точно так же измучен любовью и ревностью герой, только сбежать и перевести дух для него абсолютно невозможно.
  • Интересным представляется образ героини, к которой обращается поэт. «У любви твоей и плачем не вымолишь отдых», — говорит он. Его Муза может быть любящей, а может быть холодной и жестокой («сердце в железе»). Поэт не всегда знает, где она и с кем, что вызывает жестокие муки ревности. И все же для Маяковского возлюбленная – это почти божество, о котором он не способен сказать ничего плохого и которому готов поклоняться и признаваться в чувствах, несмотря ни на какие обстоятельства.

Темы соседних сочинений

← Я и наполеон↑ МаяковскийА все таки →

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий