Содержание
«Сон» анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова
Сон в жизни человека играет немаловажную роль: во сне человек отдыхает. Однако сновидения всегда отличались мистическим смыслом, так как часто предвещали приятные или, наоборот, трагические события. Неслучайно он стал использоваться писателями в качестве особого жанра, когда именно с помощью сна герой произведения получал своеобразное предупреждение или мог увидеть будущее .
Сон мог стать самостоятельным литературным произведением, например, пьеса испанского драматурга Педро Кальдерона «Жизнь есть сон» или комедия Вильяма Шекспира
«Сон в летнюю ночь». В лирике подчас сон превращается в мистическое предсказание, как и случилось в стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Сон» , написанном в 1841 году незадолго до роковой дуэли.
Это сейчас, когда почти каждый ценитель русской поэзии имеет представление о судьбе молодого русского поэта «с русскою душой», стихотворение «Сон» может показаться предсказанием собственной гибели. Но тогда, в 1841 году, никому бы не пришло в голову проводить параллель с судьбой главного героя «Сна», лежащего «в полдневный жар в долине Дагестана с свинцом в груди».
Стихотворение состоит
из двух частей. В первой части смертельно раненный герой видит как будто со стороны свое тело, из которого вместе с кровью, сочившейся из раны, медленно уходит жизнь. Очевидно, этот человек изначально оказался здесь, в Дагестане, не по своей воле.
На эту мысль наводит пейзаж, явно враждебный герою: и нагромождение острых скал, и горячий песок, и жгучее солнце — все доставляет мучения умирающему юноше.
Кроме того, герой лежит один , и непонятно, почему он остался в одиночестве. Если это раненый солдат, то где его сослуживцы? Приходит на ум мысль о мести, и ответ на вопрос, кто смертельно ранил героя, так и остается без ответа.
Вторая часть начинается, на удивление, слишком уж радостно. И хотя это и есть сам сон, но в нем и пир, «сияющий огнями», и юные жены, «увенчанные цветами», и «веселый разговор», который они вели о герое. Только вот одна из них сидела задумчивая — это подчеркнуто антитезой с помощью союза «НО».
Душа героини тоже погружена в «грустный сон», почти дословно повторяющий уже виденную в начале стихотворения картину: теперь это уже труп, лежащий в долине Дагестана с дымящейся в груди раной. Состояние героини больше напоминает транс, однако в художественном смысле — это предвидение, предчувствие. Ведь только любящая женщина может чувствовать состояние своего возлюбленного.
Читайте также: Тема России в лирике А.А. Блока (стр. 1 из 2)
Повторение одной и той же картины в начале и в конце стихотворения создает кольцевую композицию, также носящую название «художественного обрамления». Это придает произведению законченность, оставляя читателя без всякой надежды на благополучный исход.
Интересно, что слово «сон» может иметь разные значения: «сновидение», «мечта», «видение». В первой части стихотворения сон героя больше напоминает переход в другую реальность, пограничное состояние между жизнью и смертью, в котором оказывается умирающий юноша. И хотя чаще предсмертные видения больше напоминают пленку, которая с бешеной быстротой раскручивается в обратную сторону, неспешный размер стиха настраивает читателя на совсем иной лад.
Последняя часть стихотворения больше напоминает мечту, к которой стремится герой. Судя по обстоятельствам жизни самого Михаила Юрьевича, трудно представить себе, как где-то далеко его ждет любимая девушка. Но в том и заключается сила художественного слова, что поэт подчас волен выдавать желаемое за действительное.
Таким образом, несмотря на мистицизм , это стихотворение можно отнести к излюбленной теме Лермонтова — одиночеству. Каждый из героев в итоге остается один: юноша умирает в одиночестве, а любимая остается вдовой, даже не став женой.
Один из известнейших русских литературоведов, Б. М. Эйхенбаум, определяя жанровое своеобразие «Сна» М. Лермонтова, назвал его композицию зеркальной: «Сон героя и сон героини — это как бы два зеркала, взаимно отражающие действительные судьбы каждого из них…». Точнее, действительно, не скажешь.
Анализ «Сон» Лермонтова М.Ю.
За свою недолгую творческую карьеру Михаил Лермонтов сочинил очень много интересных произведений. В них он высмеивал свое окружение, выступал против самодержавия и тирании, делился своими сокровенными желаниями, воспевал красоту окружающего мира. В 1841 году поэт написал стихотворение «Сон», оно относится к позднему творческому периоду литератора и появилось незадолго до его смерти. Михаил Юрьевич как раз пребывал во второй ссылке на Кавказе и словно предчувствовал свою гибель.
Содержание стихотворения «Сон»
Лермонтов (анализ произведения подтверждает его фатальность) во всех красках описал свою смерть. Незадолго до дуэли поэт встречался со своим другом Владимиром Одоевским, и тот ему подарил красивую записную книжку, приказав вернуть ее, исписанную стихами. Таким образом он хотел поддержать писателя, укрепить его веру в собственные силы. Михаил Юрьевич как будто спешил выполнить просьбу товарища, он писал стихи в ускоренном режиме.
Анализ «Сна» Лермонтова показывает, насколько ему было больно и одиноко. В этот период поэт в основном писал саркастичные и острые стихотворения, в которых негативно отзывался о царском режиме. Михаил Юрьевич понимал, что на военной карьере придется поставить крест, но и как писателю ему не дадут проявить себя. Данное произведение выделяется среди остальных неприкрытой горечью, обидой и страданиями, которые переживал в то время М.Ю. Лермонтов.
«Сон» – трагичное лирическое стихотворение, в нем главный герой лежит в жаркой дагестанской долине с пулей в груди. Жизнь потихоньку уходит из его тела, и вот человек, теряя сознание, видит необычный сон. Герою чудится, будто он дома, на одном из светских приемов, где прекрасные девушки радостно обсуждают его персону и лишь одна из них не участвует в беседе, а погрузившись в сон, видит картину, где его труп лежит в солнечной долине Дагестана.
Совпадение или пророческий дар?
Анализ «Сна» Лермонтова заставляет задуматься, знал ли о своей скорой гибели автор или же его стих посвящен неизвестному солдату. Многие современники поэта утверждали, что поэт имел пророческий дар, время от времени он ронял какие-то странные фразы, которые в будущем сбывались. «Сон» является отнюдь не единственным произведением, в котором писатель зарифмовал предсказания о своей судьбе. Возможно, Михаил Юрьевич действительно мог заглянуть в потусторонний мир, не зря же его привлекало все мистическое, необычное, литератор очень трепетно относился к приметам и знакам судьбы.
Анализ «Сна» Лермонтова показывает, что автор в подробностях описал собственную смерть, приукрасив лишь момент с девушкой, которая ждала его дома. В действительности он никому не был нужен, кроме старенькой бабушки и нескольких друзей, которые его поддерживали. Михаил Юрьевич, видимо, хотел выдать вымысел за действительность, поэтому и написал лирическое отступление со сном-видением незнакомки. Анализ «Сна» Лермонтова позволяет понять, что автор смирился со своей судьбой и спокойно смотрит смерти в лицо. Он красочно описал в стихе собственную участь, не указав лишь имени.
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сон»
Творчество Лермонтова охватывает большое количество тем, в которых звучат тоска, одиночество, сны. В стихотворении «Сон» поэт хочет показать, что человек чувствует, находясь между жизнью и смертью, предоставляет нам тему сна, отразив это в своем произведении. В нем трудно разобраться, кто является рассказчиком. То ли это человек, который видит сон, то ли это человек, который находится на грани жизни и смерти – в любом случае он медленно покидает свое существование в реальном мире.
Сюжет в стихотворении построен на чувствах, действиях и поступках. Реалистично прорисованные действия с трудом дают нам возможность отделить реальные действия от грез человека, который спит «мертвым сном».
Лермонтов не раз затрагивал тему жизни и смерти, действия человека в роковые минуты. Данное произведение полностью раскрывает тематический характер. Анализ стихотворения «Сон» проясняет суть и, можно сказать, что сон сравнивается со смертью. И этот сон как бы показан с трех сторон — сон трех объектов. Во сне умирающего человека есть еще и сон о девушке, а та, в свою очередь, и сама видит сон. Трехмерный сон подразумевает видение того, что происходит где-то далеко, рождается новый смысл сна, в нем показываются мысли уставшего, раненого героя.
Стихотворение «Сон» полностью продолжает любимую для поэта тему — отчуждение человека, уход его из жизни в полном одиночестве. И, кажется, что в строчках нет таких ярких чувств, содержание имеет суховатость, нет эмоциональных нагрузок, которые обычно применяет Лермонтов. Однако вся атмосфера передана нам через сон «в кубе». Парадокс сна в том, что через него поэт воспроизводит действия в тонких подробностях воспоминания в будущем. Анализ стихотворения «Сон» раскрывает предчувствие его смерти, он ее даже видел. Так и получилось. После того, как он написал стихотворение, прошло некоторое время, и он действительно оказался раненым пулей, лежащий на песке, теснясь в уступах скал. Поэт В. Соловьев говорит, что пророчество передалось ему от предка писателя, который был известен, как прорицатель и ведун.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Сон»
Т.е. автор рисует суровый и тягостный пейзаж, выступающий как враждебная, убивающая сила. Каменные скалы окружают умирающего героя подобно тюремным стенам.
Вторая часть начинается описанием пира, явившегося герою во сне:
Наряду с главным героем стихотворения, находящегося на грани жизни и смерти и погруженного в небытие, во второй части автор изображает его любимую женщину, предчувствующую смерть героя:
Стихотворение «Сон» построено довольно сложно. Оно имеет зеркальную композицию: сначала герой видит во сне героиню, а затем героиня, которую герой видит во сне, видит сон о нем:
Таким образом, автор показывает нам сюжет произведения два раза – с точки зрения героя и с точки зрения героини.
ли со статьей или есть что добавить?