Мария Петровых – egul — LiveJournal

Другие популярные авторы

Заслуженный деятель искусств: зрелые годы Петрова-Водкина

К Февральской революции 1917 года Кузьма Петров-Водкин отнесся с воодушевлением. Он вошел в состав Петроградского совета по делам искусств, который возглавил писатель Максим Горький. Со следующего года живописец стал профессором в Академии художеств, которую тогда же преобразовали в Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские. Там Петров-Водкин преподавал около 15 лет. В письмах он жаловался, что эта работа отнимает много сил и времени и не дает полноценно заниматься творчеством.

Свои наблюдения за жизнью города после революции и традиционную тему материнства Кузьма Петров-Водкин соединил в картине «1918 год в Петрограде». Ее почти сразу стали называть «Петроградской мадонной». На этом классическом полотне он изобразил женщину с младенцем на руках, которая стоит на балконе, а позади нее видна городская площадь с людьми и дома с выбитыми окнами.

В 1910-х — начале 1920-х годов Петров-Водкин разработал собственную теорию живописи и особые творческие приемы: «сферическую перспективу» ― метод изображения объектов, который давал ощущение шарообразной поверхности, и «трехцветие» ― использование красного, синего и желтого цветов.

…На холме, когда падал я наземь, предо мной мелькнуло совершенно новое впечатление от пейзажа… Я увидел землю, как планету… Очертя глазами весь горизонт, воспринимая его целиком, я оказался на отрезке шара, причем шара полого, с обратной вогнутостью, — я очутился как бы в чаше, накрытой трехчетвертьшарием небесного свода. Неожиданная, совершенно новая сферичность обняла меня…

Эти приемы Кузьма-Петров Водкин использовал в своих поздних работах, включая портреты и натюрморты: «Полдень», «Утро. Купальщицы», «Девушка в красном платке (Работница)», «Утренний натюрморт».

К 10-летнему юбилею Красной армии Кузьма Петров-Водкин написал картину «Смерть комиссара». На переднем плане он изобразил раненого мужчину в комиссарской форме, которому не дает упасть на землю его ординарец, на заднем плане ― подстреленного солдата и его уходящих однополчан. Полотно признали шедевром выставки Ассоциации художников революционной России, а искусствовед Яков Тугендхольд даже назвал его «гвоздем» всей экспозиции.

В 1928 году здоровье Петрова-Водкина ухудшилось, по совету врачей он почти бросил писать картины. Через несколько лет живописцу дали звание заслуженного деятеля искусств РСФСР и назначили персональную пенсию. Художник переехал из Ленинграда в Детское село и в моменты хорошего самочувствия занимался портретами своих соседей-писателей: Алексея Толстого, Вячеслава Шишкина, Андрея Белого. В остальное время он писал рассказы, повести, очерки, мемуары.

Кузьма Петров-Водкин умер 15 февраля 1939 года. Его похоронили на Волковском кладбище в Ленинграде.

Цикл сказок «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса

Все

Издания

  • Предназначенье. — М.: Советский писатель, 1983.
  • Черта горизонта: стихи и переводы. Воспоминания о М. Петровых. — Ереван, 1986.
  • Избранное. — М., 1991.
  • Домолчаться до стихов. — М., 1999.
  • Прикосновение ветра. — М., 2000.

Ночной Дозор (роман)

tumannost-andromedy-roman_0.jpg

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий