Урок литературы в 11-м классе по теме: “Вечно юный, как сон”. Судьба и поэзия К.Д. Бальмонта

Тропы и образы

Основной троп первого катрена – олицетворение. Бальмонт повторяет призыв «люби» как песню берёз, цветущей сирени и роз. Эпитеты и метафоры (розы пылают, сирень в цветной пыли) создают яркий образ поздней весны – традиционной для поэзии поры любви.

Второй катрен – призыв уже не природы, а лирического героя. Неологизм «безлюбье» в контексте обозначает не только отсутствие, но и отрицания любви. Безлюбье и бесстрастие, угрозы которого надо бежать, – состояние, приводящее к бессмысленности существования. Возможно, именно о таких строфах, как второй катрен, критик Николай Банников писал, что они хорошо передавали атмосферу и настроение, «но при этом страдал рисунок, пластика образов». Второй катрен очень музыкален, аллитерации звуков стр, зл, гр, гл создают образы враждебной угрозы. Бальмонт – мастер повтора слов, особой музыкальной пластики стиха. В первом катрене корень люб повторяется 4 раза, во втором – 3.

Метафоры «твой полдень вмиг вдали» и «твою зарю теченья зорь сожгли» передают быстротечность и бессмысленность человеческой жизни, где полдень и заря – символы её периодов, не лишённые также своего прямого значения. Огонь и грёзы противопоставлены как разные состояния человеческой души: действие и бездействие, деятельность и мечтания, динамика и статика, разрушение и созидание, эмоции и разум.

Первый терцет – эмоциональный перелом, после которого лирический герой не увещевает читателя, не призывает его любить, а обвиняет в беззаконии. Это не просто закон природы, о котором говорится в первой строфе (весеннее побуждение и природы). Первый терцет – скрытая цитата «Божественной комедии» Данте, в которой описана «любовь, что движет солнце и светила». Невозможно понять смысл сонета, не распознав скрытую цитату, не поняв подтекст. Ведь Данте говорит не о природной, физиологической любви, а о любви божественной. Такая любовь сопряжена со страданиями, о чём последний терцет.

Метафора бессмысленно прожитой жизни «он в каждом часе слышит мёртвый звон» – свидетельство того, что тот, кто не любил, как будто и совсем не жил, просто терял время на земле, а в будущем будет наказан. Слово высокой лексики «возмездье» – это усиление обещанной во втором катрене угрозы.

Последняя строка противопоставлена остальным пяти строкам двух терцетов. Она описывает того, кто любит. Поэт характеризует любящего только одним словом – он счастлив. Последнее коротенькое предложение отсылает читателя к образу Иисуса Христа, который был распят за человечество, любя каждого человека. Счастье, с точки зрения Бальмонта, сопряжено с чувством любви. Так поэт решает философский вопрос счастья.

Образ тишины

Для того чтобы подчеркнуть угнетенное состояние героя, безмолвие окружающего мира подходит лучше всего. Трагизм для него заключается в том, что нигде он не может найти ответы на вопросы, не находит родственную душу, готовую разделить с ним его чувства.

1976778.jpg

Тишина в стихотворении не дарит гармонии герою. Безмолвие ему нужно не для того, чтобы созерцать красоту пейзажа. Она лишь подчеркивает его душевные страдания, которые преувеличены поэтом. Все это придает еще больше театральности лирическому образу героя.

История создания

Константин Дмитриевич Бальмонт – один из знаменитейших поэтов Серебряного века, творчество которого заслуживает того, чтобы ознакомиться с ним как можно лучше. Свою знаменитость и значимость он получил не только как поэт, но и как первоклассный переводчик. Свое первое стихотворение юный поэт написал в десятилетнем возрасте, но подвергся критике со стороны матери, после чего перестал писать на долгие шесть лет. Но такой ранний старт не облегчил тернистый путь автора. Всему виной был его достаточно взбалмошный характер, благодаря которому он был исключен из университета, а так же непростая судьба автора. Свой первый сборник сочинений Бальмонт уничтожил, далее последовал неудачный брак, безденежье и попытка самоубийства. Поэт выбросился из окна, но к счастью остался жив. Спустя долгое восстановление, у Бальмонта жизнь начинает налаживаться.

Благодаря работе над переводами, поэту удается накопить денег и издать несколько своих стихотворений. Одним из них и было стихотворение «Фантазия».

Стихотворение «Фантазия» он написал в 1893 году. Оно очень отличается от других стихотворением своим легким и прозрачным написанием. Весь текст пронизан таинством и очарованием зимнего пейзажа. Мысленно читатель переносится в эту зимнюю сказку и наслаждается пушистыми лапами елей, которые серебрятся в лунном свете.

Жанр, размер

 «Фантазию» можно отнести к философской лирике, а само написание сравнить с музыкальным произведением. Богатое использование эпитетов только подчеркивает мелодичность и волшебство данного текста. На их использование автор не скупится, и этим делает текст стихотворения ещё более сказочным и прекрасным.

Для его написания автор использует восьмистопный хорей, с чередованием рифмующихся и нерифмованных строк.

Стихотворение состоит из трех строф.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – любовь как самое сильное чувство, побуждающее к действию и рождающее саму жизнь.

Основная мысль стихотворения – призыв любить, ведь только любящий может быть счастлив. Поэт объясняет свою философскую мысль параллелями из культурного наследия человечества, которые нужно увидеть в подтексте.

Стихотворение имеет композицию классического сонета, то есть в нём есть сюжетно-эмоциональный перелом, который происходит между катренами и терцетами. Первый катрен – повторение лирическим героем призывов к любви самой природы. Второй катрен не отрицает призыва любить, но показывает заключённое в нём противоречие. Есть ли смысл любить, если жизнь коротка. Любовь сопряжена с болью и смертью.

Терцины содержат вывод, выраженный как противопоставление наказания тому, кто не любил, и награды тому, кто любил.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий