“Бабий Яр” – поэма Евгения Евтушенко. Трагедия Бабьего Яра

Значение

Оценивая значение поэмы, Дмитрий Шостакович писал[6]:

Многие слышали о Бабьем Яре, но понадобились стихи Евтушенко, чтобы люди о нём узнали по-настоящему. Были попытки стереть память о Бабьем Яре, сначала со стороны немцев, а затем — украинского руководства. Но после стихов Евтушенко стало ясно, что он никогда не будет забыт. Такова сила искусства.

Евгений Сидоров в книге «Евгений Евтушенко: личность и творчество» отмечал, что в создании в Киеве памятника жертвам Бабьего Яра есть в том числе и заслуга автора поэмы[14].

Трагедия расстрела евреев в Киеве и ее отражение в искусстве

По примеру Евтушенко, написавшего «Бабий Яр», стихи об этих событиях стали сочинять и другие авторы. К тому же те поэты, которые написали посвященные расстрелу строки ранее, решили не держать больше их в «столе». Так мир увидел стихи Николая Бажана, Моисея Фишбейна, Леонида Первомайского. Об этом событии стали говорить. В конце концов известный советский композитор Дмитрий Шостакович первую часть своей Тринадцатой симфонии написал именно на текст поэмы Евтушенко. Еще за десять лет до этих стихов он тоже приезжал на место расстрелов и стоял там над обрывом. Но когда разразились громы и молнии над головой поэта после публикации «Бабьего Яра», он встретился с ним и решил написать симфонию как на эти, так и на другие произведения автора.

Евтушенко, первым услышавший музыку, был потрясен тем, насколько точно Шостакович сумел отразить его чувства в звуках. Но после этого у композитора тоже начались неприятности. Певцы отказались исполнять вокальные партии симфонии (особенно после настоятельных советов тогдашних украинских властей). Тем не менее премьера произведения состоялась и вызвала аншлаг и овации. А пресса зловеще молчала. Это привело к тому, что исполнение симфонии стало невольной демонстрацией настроений, направленных против советской власти.

Реакция

Поэма вызвала недовольство как среди некоторой части общества, так и руководства государства. В частности, Евтушенко обвиняли в выпячивании трагедии евреев на фоне других жертв нацизма.

Вокруг поэмы завязалась политическая полемика. Через несколько дней в «Литературной газете» появилась статья Дмитрия Старикова, в которой он сравнивая стихи Эренбурга и Евтушенко обвинял последнего в отсутствии интернационализма. Илья Эренбург прислал в редакцию протест против некорректных сравнений, Но ЦК КПСС запретил публиковать его письмо. Бенедикт Сарнов впоследствии назвал статью антисемитской, а Старикова охарактеризовал как «литературного проходимца»[7].

Поэт Алексей Марков написал Евтушенко: «Какой ты настоящий русский, / Когда забыл про свой народ, / Душа, что брюки, стала узкой, / Пустой, что лестничный пролёт». Маркову ответили поэты Самуил Маршак и Константин Симонов, композитор Дмитрий Шостакович, певец Леонид Утесов. В частности, Маршак сравнил Маркова с известным черносотенцем Марковым Вторым, а Утёсов написал в адрес Маркова, что «антисемитизм — есть социализм идиотов»[11][2].

Никита Хрущёв публично обвинил Евтушенко в политической незрелости и незнании исторических фактов. Главный редактор «Литературной газеты» Валерий Косолапов, опубликовавший поэму, был уволен.

В дальнейшем Евтушенко неоднократно подвергался антисемитским нападкам, а борьба с антисемитизмом стала существенной частью его творчества[12]. Во второй раз стихотворение было опубликовано лишь в 1983 году в трехтомном издании. Публичное чтение поэмы запрещалось в Киеве до начала перестройки в СССР[13].

По мнению самого Евтушенко, такая реакция была связана с тем, что тема антисемитизма в СССР была табуирована. Он также утверждал, что получил огромное число писем с выражением поддержки[1].

«Если кто-нибудь задерживался, коллаборационисты подгоняли его пинками»

К расправе были привлечены зондеркоманда «4а» под командованием штандартенфюрера Пауля Блобеля, входившая в состав айнзатцгруппы «С» бригаденфюрера СС Отто Раша, полицейский полк «Юг» и украинская вспомогательная полиция.

Украинские националисты среди карателей составляли большинство. Вот что рассказывал об их действиях немецкий военный шофер Хефер, присутствовавший в Бабьем Яру: «Находившиеся на поляне украинцы стали нагружать машину вещами. С этого места я видел, что прибывавших евреев — мужчин, женщин и детей — встречали также коллаборационисты (из бывших советских военнопленных и добровольцев) и направляли к тому месту, где те должны были по очереди складывать свои пожитки, пальто, обувь, верхнюю одежду и даже нижнее белье. В определенном месте евреи должны были складывать и свои драгоценности. Все это происходило очень быстро: если кто-нибудь задерживался, коллаборационисты подгоняли его пинками и ударами. Я думаю, что не проходило и минуты с момента, когда человек снимал пальто, до того, как он уже стоял совершенно голый. Не делалось никакого различия между мужчинами, женщинами и детьми…

Раздетых евреев направляли в овраг примерно 150 м длиной, 30 м шириной и целых 15 м глубиной. В этот овраг вело 2 или 3 узких прохода, по которым спускались евреи. Когда они подходили к краю оврага, немецкие полицейские хватали их и укладывали на трупы уже находившихся там расстрелянных евреев. Это происходило очень быстро. Трупы лежали аккуратными рядами. Как только еврей ложился, подходил немецкий полицейский с автоматом и стрелял лежавшему в затылок. Евреи, спускавшиеся в овраг, были настолько испуганы этой страшной картиной, что становились совершенно безвольными… Это был конвейер, не различавший мужчин, женщин и детей. Детей оставляли с матерями и расстреливали вместе с ними…»

a560c20c1d9d9b168665da40e8dea00a.jpg
Подготовка Холокостов в Бабьем Яре. Иллюстрация в книге:Gerhard Schreiber Kurze Geschichte des Zweiten Weltkrieges. Verlag C.H.Beck oHG, München 2005 Фото: Commons.wikimedia.org

Гиммлера волновало здоровье палачей

Всего в нескольких сотнях метрах от Бабьего Яра находился Сырецкий концентрационный лагерь, созданный в 1942 году. Его заключенных, коммунистов, комсомольцев, подпольщиков, военнопленных в 1943 году заставляли выкапывать тела жертв Бабьего Яра и сжигать их в печах.

В ночь на 29 сентября 1943 года 329 заключенных лагеря подняли восстание. В его ходе 18 узникам удалось вырваться, остальные убиты. Выжившие впоследствии стали свидетелями нацистских преступлений, в том числе и на Нюрнбергском процессе.

9baebfbc946a2212236fd90d48a991c3.jpgМир против «коричневой чумы». Как судили побеждённый нацизм

</p>

Общее число жертв Бабьего Яра за время немецкой оккупации точно неизвестно по сей день. Оно колеблется от 70 до 200 тысяч человек, и включает в себя не только евреев, но и подпольщиков, советских военнопленных, лиц, которых гитлеровцы посчитали нелояльными режиму.

c70bf273b00484bc8c38b54ae70c0ce4.jpg Статья по теме«Отлично перекусил в Бухенвальде». Что скрывали дневники Генриха Гиммлера?

3 октября 1941 года в Киев прибыл один из вождей Третьего Рейха Генрих Гиммлер. Нацист, получив отчет об операции в Бабьем Яру, был озабочен — его беспокоило то, что массовые расстрелы пагубно сказываются на психике немецких солдат.

Заботясь о моральном состоянии «истинных арийцев», Гиммлер вводит в практику применение газенвагенов — автомобили, в кузовах которых людей убивали угарным газом. Такая практика станет шагом к газовым камерам гитлеровских «лагерей смерти», в которых убийство людей примет размах, доселе невиданный в истории человечества.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий