Гумилев умный дьявол анализ. Умный дьявол — ев. «Умный дьявол» Николай Гумилев

Анализ стихотворения Гумилева «Умный дьявол»

Мотив смерти закономерно возникает в поэтической системе Гумилева: его отважный лирический субъект привык балансировать на краю опасности. В многоликих отражениях последних минут жизни возникает образ Люцифера, который представляет теневую сторону личности мужественного романтика. Формулировка «мой друг», определяющая отношения между героем и князем тьмы, не лишена элемента эпатажа. Облик темного начала интересен бесстрашному искателю, который одновременно осознает вероятность обмана, исходящую от инфернальной сущности.

Поэтический текст «Умного дьявола», созданного на рубеже 1905-1906 гг., начинается с определений, сочетающих в себе эпатаж и оксюморон. Люцифер не только «старый», но и «верный» приятель героя. Сатана, который общается с лирическим субъектом на равных, рассказывает притчу о моряке.

Мужественный образ матроса из песенки-притчи подобен гумилевским героям – охотникам, воинам и завоевателям. Персонаж боролся с бушующим морем, охарактеризованным как «волны-стены», до рассвета. В шуме стихии моряку, вспоминающему о своей любви, слышался голос милой, который призывал к вере. На заре силы иссякли, и мореплаватель «пошел ко дну».

Сатана с иронией изображает человеческую любовь. Эпитет «великая» и сравнение «белее пены», примененные к высокому чувству, «разбивает» печальный финал притчи. Вывод, к которому подводит собеседника дьявол, отрицает спасительную силу любви и ставит под сомнение понятие женской верности.

Князь тьмы из гумилевского текста лукавит перед товарищем, умышленно не упоминая одно важное обстоятельство: гордый и честный моряк, рассчитывающий на свои силы, не стал поступаться верой и просить дьявола о сделке. Матрос утратил телесную оболочку, но сберег свою душу. Тот факт, что персонаж ушел из жизни на рассвете солнца, подкрепляет мысль о спасении. Он реализовал важнейшее право мужественной личности «самому выбирать смерть», которое поэт сформулировал в стихотворении «Выбор» тремя годами позже.

Критики-современники Гумилева усмотрели перекличку «Умного дьявола» с творением Сологуба «Когда я в бурном море плавал…» В последнем из стихотворений возникает образ «отца»-дьявола, который делает доброе дело – спасает тонущего героя. Благородный поступок не меняет темной природы власти сатаны, и лирический субъект вынужден влачить «больное, злое житие», прославляя своего хозяина.

Николай Степанович Гумилёв

138035270_strekova.jpg

Мотив смерти закономерно возникает в поэтической системе Гумилева: его отважный лирический субъект привык балансировать на краю опасности. В многоликих отражениях последних минут жизни возникает образ Люцифера, который представляет теневую сторону личности мужественного романтика. Формулировка «мой друг», определяющая отношения между героем и князем тьмы, не лишена элемента эпатажа. Облик темного начала интересен бесстрашному искателю, который одновременно осознает вероятность обмана, исходящую от инфернальной сущности.

Поэтический текст «Умного дьявола», созданного на рубеже 1905—1906 гг., начинается с определений, сочетающих в себе эпатаж и оксюморон. Люцифер не только «старый», но и «верный» приятель героя. Сатана, который общается с лирическим субъектом на равных, рассказывает притчу о моряке.

Мужественный образ матроса из песенки-притчи подобен гумилевским героям — охотникам, воинам и завоевателям. Персонаж боролся с бушующим морем, охарактеризованным как «волны-стены», до рассвета. В шуме стихии моряку, вспоминающему о своей любви, слышался голос милой, который призывал к вере. На заре силы иссякли, и мореплаватель «пошел ко дну».

Сатана с иронией изображает человеческую любовь. Эпитет «великая» и сравнение «белее пены», примененные к высокому чувству, «разбивает» печальный финал притчи. Вывод, к которому подводит собеседника дьявол, отрицает спасительную силу любви и ставит под сомнение понятие женской верности.

Князь тьмы из гумилевского текста лукавит перед товарищем, умышленно не упоминая одно важное обстоятельство: гордый и честный моряк, рассчитывающий на свои силы, не стал поступаться верой и просить дьявола о сделке. Матрос утратил телесную оболочку, но сберег свою душу. Тот факт, что персонаж ушел из жизни на рассвете солнца, подкрепляет мысль о спасении. Он реализовал важнейшее право мужественной личности «самому выбирать смерть», которое поэт сформулировал в стихотворении «Выбор» тремя годами позже.

Критики-современники Гумилева усмотрели перекличку «Умного дьявола» с творением Сологуба «Когда я в бурном море плавал…». В последнем из стихотворений возникает образ «отца»-дьявола, который делает доброе дело — спасает тонущего героя. Благородный поступок не меняет темной природы власти сатаны, и лирический субъект вынужден влачить «больное, злое житие», прославляя своего хозяина.

«Умный дьявол» Николай Гумилев

Мой старый друг, мой верный Дьявол,

Пропел мне песенку одну:

«Всю ночь моряк в пучине плавал,

А на заре пошел ко дну.

Кругом вставали волны-стены,

Спадали, вспенивались вновь,

Пред ним неслась, белее пены,

Его великая любовь.

Он слышал зов, когда он плавал:

Но помни,- молвил умный Дьявол,-

Он на заре пошел ко дну».

Немного истории

7IjR-qnSZ-c-min-1.jpg

В период ранней античности, ещё до возникновения христианства, демонов не считали злобными служителями зла. Полагалось, что они могут дружить или враждовать с людьми, в зависимости от обстоятельств. Личная сила и способности демона напрямую зависят от ранга, который он занимает в иерархии подобных ему существ.

Известные древнегреческие философы, Платон и Сократ, называли демонов даймонами, и считали, что они являются посредниками между богами и людьми. Платону принадлежит произведение «Послезаконие», в котором он подробно описывает их природу, и утверждает, что они состоят из воздуха и эфира — поэтому являются невидимыми для людей. 

У славянских народов демонами было принято называть языческих богов и духов природы. Демоническую природу приписывали водяному, лешему, домовому. Позднее христианская церковь провела параллель между демонами и бесами, отнеся тех и других к числу приспешников сатаны.

Интересно!Не все современные религии отождествляют демонизм с абсолютным злом. Например, в буддизме и индуизме на вопрос, может ли человек стать демоном, даётся утвердительный ответ. Верования, проповедующие реинкарнацию, утверждают, что душа человека после смерти, в зависимости от кармы, может вселиться в ангела, демона, или даже в животное.  

Иерархия демонов

1441537540_824485718-min.jpg

Всего можно выделить три основные группы демонических существ:

  1. Гении или демоны-хранители. Они могут охранять человека, дом или определённую местность. К этой группе относятся многочисленные персонажи народного фольклора: лешие, домовые, водяные, нимфы, дриады.
  2. Стихийные духи, олицетворяющие силы природы и не привязанные к конкретному месту или человеку. В их числе можно назвать гномов, русалок, эльфов, сатиров.
  3. Демоны, олицетворяющие неизменные законы природы. По смысловой аналогии их можно сравнить с архетипами в психологии и философии. К ним относятся демон смерти, демон пожаров, демон войны и так далее.

Эзотерики и оккультисты считают, что у демонов имеется своя иерархическая лестница, которую подробно описал в своих трудах средневековый немецкий оккультист Иоганн Вейер. Высшую ступень занимают грозные и неумолимые демоны-властители, повелевающие природными явлениями. На низшей ступени находятся всякие мелкие духи, например, суккубы и инкубы.

Всего, по утверждению Иоганна Вейера, существует 72 главных демона. Каждый из них имеет своё имя, оригинальную внешность, а также строго определённый круг обязанностей и полномочий. Считается, что если подчинить их своей воле, они способны исполнить сокровенное желание человека. Вот имена демонов, которых обычно вызывают практикующие маги: 

  • Лилит, Асмодей и Астарот — управляют страстью, похотью, одержимостью;
  • Андрас, Аббадон — провоцируют военные действия, драки, конфликты;
  • Веррин, Велиал — даруют здоровье, защищают от болезней;
  • Эврин, Ваалберит, Бабаэль — властвуют над смертью;
  • Люцифер, Дагон — управляют природными явлениями;
  • Бельфегор, Вельзевул, Маммон — дарят богатство;
  • Ронве, Пифон, Делепитора — обучают колдовским ритуалам, наделяют магическими способностями.

Важно! Чтобы вызывать демонов и подчинять их себе, нужно быть сильным и опытным магом. Эти существа хитры и коварны. И если ими попытается управлять человек, плохо владеющий магическим искусством, он рискует потерять контроль над ситуацией и попасть в полное их подчинение. Результатом может стать одержимость или даже смерть. Поэтому вызывать этих сильнейших и опаснейших духов просто ради развлечения не рекомендуется.

«Умный дьявол» Н.Гумилев

«Умный дьявол» Николай Гумилев

Анализ стихотворения Гумилева «Умный дьявол»

Мотив смерти закономерно возникает в поэтической системе Гумилева: его отважный лирический субъект привык балансировать на краю опасности. В многоликих отражениях последних минут жизни возникает образ Люцифера, который представляет теневую сторону личности мужественного романтика. Формулировка «мой друг», определяющая отношения между героем и князем тьмы, не лишена элемента эпатажа. Облик темного начала интересен бесстрашному искателю, который одновременно осознает вероятность обмана, исходящую от инфернальной сущности.

Поэтический текст «Умного дьявола», созданного на рубеже 1905—1906 гг. начинается с определений, сочетающих в себе эпатаж и оксюморон. Люцифер не только «старый», но и «верный» приятель героя. Сатана, который общается с лирическим субъектом на равных, рассказывает притчу о моряке.

Мужественный образ матроса из песенки-притчи подобен гумилевским героям — охотникам, воинам и завоевателям. Персонаж боролся с бушующим морем, охарактеризованным как «волны-стены», до рассвета. В шуме стихии моряку, вспоминающему о своей любви, слышался голос милой, который призывал к вере. На заре силы иссякли, и мореплаватель «пошел ко дну».

Сатана с иронией изображает человеческую любовь. Эпитет «великая» и сравнение «белее пены», примененные к высокому чувству, «разбивает» печальный финал притчи. Вывод, к которому подводит собеседника дьявол, отрицает спасительную силу любви и ставит под сомнение понятие женской верности.

Князь тьмы из гумилевского текста лукавит перед товарищем, умышленно не упоминая одно важное обстоятельство: гордый и честный моряк, рассчитывающий на свои силы, не стал поступаться верой и просить дьявола о сделке. Матрос утратил телесную оболочку, но сберег свою душу. Тот факт, что персонаж ушел из жизни на рассвете солнца, подкрепляет мысль о спасении. Он реализовал важнейшее право мужественной личности «самому выбирать смерть», которое поэт сформулировал в стихотворении «Выбор» тремя годами позже.

Критики-современники Гумилева усмотрели перекличку «Умного дьявола» с творением Сологуба «Когда я в бурном море плавал…» В последнем из стихотворений возникает образ «отца»-дьявола, который делает доброе дело — спасает тонущего героя. Благородный поступок не меняет темной природы власти сатаны, и лирический субъект вынужден влачить «больное, злое житие», прославляя своего хозяина.

Подскажите плиз!

Analiz-stihotvoreniya-Gumileva-Umnyy-dyyavol-1.jpg

Джанит Ученик (24), закрыт 9 лет назад

Hetaera_esmeralda Мыслитель (7650) 9 лет назад

А я понимаю так: влюбился молодой человек, возлюбленная его убеждала мол люблю только тебя и все такое, а потом все таки загуляла. Смысл типа “доверяй, но проверяй”. Вот.:)

Валериан Кочергин Ученик (138) 9 лет назад

Анна Мастер (1184) 9 лет назад

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий