“Мой дом везде, где есть небесный свод, Где только слышны звуки песен. ” М. Лермонтов

Главная тема

Первая же строка стихотворения заставляет задуматься. Что хотел сказать автор, называя свою любовь к отчизне «странною»?

Fotoram.io-1-1024x543.jpg

Достижения и гордости великой страны не вдохновляют автора. Он совершенно равнодушен к:

  • славе, завоеванной на многочисленных полях баталий, называя ее «купленной кровью»;
  • заветным преданиям старины, называя их «темными».

А вот природа, величественная и прекрасная, приковывает его внимание. Ее описание в стихотворении занимает центральную часть.

Описание природы

Поэт сначала будто торопливо охватывает взором все просторы и красоты родной стороны:

  • холодные молчаливые степи;
  • безбрежные леса;
  • разливы рек.

А потом останавливается на том, что вызывает у него нежность и эмоциональную привязанность, более детально:

  • огоньки деревень;
  • дымок от сгоревшей жнивы;
  • обоз, заночевавший в степи;
  • белые березы на желтом фоне нивы;
  • избу с соломенной крышей;
  • и даже резные ставни на окне.

Таким образом, картина представленная взору читателя, будто сужается. Все видимое становится более конкретным и четким. От леса – к отдельной березке, от степей – к маленькому обозу. Такой прием полностью погружает в атмосферу стихотворения, позволяя смотреть и вглядываться не только в большое и великое, но и в мелочи, которые делают Родину Родиной.

Народ

Нельзя не заметить, с какой любовью автор переходит от описания природы к описанию людей, их простого быта и тихой размеренной жизни в тесном переплетении с природой. Отчетлива вида та связь, которая соединяет всех русских людей между собой и с русской землей. Как у многих в душе поэта живет возмущение крепостным правом, лишающим этого самого права простых людей, а также несправедливостью и беззаконием, которые творит правящий класс.

Будучи совершенно равнодушным к военной истории и славным преданиям старины, автор восхищается простой незамысловатой жизнью русского народа, с вечерними песнями и плясками, шумными говорливыми обсуждениями. Кроме этого, строчки о ночующем обозе, о гумне, об избе с резными ставенками также ненавязчиво, будто шепотом, описывают быт крестьян. И все это очень гармонично вписывается в первозданную красоту природы.

Странная любовь, которой лирический герой любит Россию, не требует громких важных эпитетов, красноречивых описаний. Лермонтов безо всяких высокопарных слов смог описать картину, знакомую и до боли родную для любого русского человека. Именно в этом и заключается основной смысл стихотворения Родина.

История создания

Кавказ – одно из самых любимых мест Лермонтова, где впервые он побывал шестилетним мальчиком. Величественный край вдохновил поэта на большое количество произведений. Среди них «Мцыри», «Измаил-Бей», «Демон», «Кавказ», «Герой нашего времени» и множество других. Именно здесь в 1841 году рождается стихотворение Родина,  смысл которого заключен в выражении бескрайней любви поэта к своей родной земле, к ее жителям и красотам.

Взгляды на жизнь Лермонтова в тот период рознились от взглядов общества. Исторические события того времени повлияли на настроение творчества поэта. Наряду с патриотическими чувствами в нем рождается много сомнений и тревог за будущее  России. Эти темы все чаще появляются в его стихах. Власти усматривают в этом вызов самодержавию, и поэт подвергается ссылке.

Именно в тот период происходит знакомство Лермонтова с декабристами, мировоззрение которых оставило значительный след в жизни и поэзии поэта. Возмущенный пренебрежением к народным нуждам со стороны властей, господством бездуховности и падением нравственных устоев, Лермонтов пишет свою Родину, которая пронизана бесконечной любовью, заботой и тревогой за будущее.

На заметку! Кавказ сыграл весьма трагическую роль в жизни и судьбе поэта. Именно сюда он был сослан в свою первую (1837г.) и вторую (1840г.) ссылки, и именно там он закончил свою яркую, но такую короткую жизнь.

Другие вопросы из категории

Прочитайте текст.Вместо точек поставьте правильную букву. 5-9 класс ответов 2Составить предложения со словами родноой и голубой 5-9 класс ответов 2сочинение про криминал 5-9 класс ответов 2Определите, в каком случае омонимичные слова тоже, также, зато являются союзами, в каком- местоимениями, наречиями.

1.Природа беззащитна и уродовать её так (же) безнравственно и преступно, как избить ребёнка или старика.2. Лобанов резковат, за (то) мысли у него свои, свежие.3.Люди сильно проголодались, лошади то (же) нуждались в отдыхе.4.Странный старичок говорил очень протяжно, звук его голоса так (же) изумил меня.5.Отцвела сирень, но за (то) вовсю цвели белая акация и жасмин.6. Мыло серо, за (то) моет бело.7. Одна туча способно погрузить во мрак целую рощу, так (же) одно слово способна омрачить величайшее счастье.8.Кукушка хвалит петуха за (то), что хвалит он кукушку.

5-9 класс ответов 1Сочинение на тему”Рассказ старого учебника” 5-9 класс ответов 1

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий