Содержание
Истоки мотива одиночества
Мотив одиночества появляется в лирике Лермонтова прежде всего благодаря следованию романтическим традициям. Несмотря на то, что писателя нельзя назвать чистым романтиком: в его произведениях порою переплетаются романтическая и реалистическая традиция, исследователи все же уверенно причисляют его творчество к вершинам русской романтической литературы и даже, более того, говорят о новом, синтетическом, «лермонтовском» романтизме. Он представляет собою, с одной стороны, дальнейшее развитие романтических традиций Жуковского, Баратынского, Пушкина, а с другой стороны – подражание романтизму Байрона, (а позже и его преображение).
Именно от Байрона и появляется у Лермонтова романтический герой, воплощенный во многих стихотворениях. Как и любой романтический герой, он непременно одинок, не понят и отвергнут миром, он стремится к мятежу и единению с природой, а не с людьми:
«… всегда один, Высокой башни мрачный властелин, Он возвещает миру все, но сам – Сам чужд всему, земле и небесам» (1831).
Лирический герой Байрона наполнен презрением к сытой и бездушной толпе, он добровольно отгораживается от нее и не стремится ни к каким-либо материальным ценностям и, тем более, моральным компромиссам. Подражая ему, ранний Лермонтов выводит в своих стихотворениях похожего героя-изгнанника, мечтающего уединиться, отказаться от мира, поскольку для него «весь мир и пуст и скучен»:
«О! Если б дни мои текли На лоне сладостном покоя и забвенья, Свободно от сует земли И далеко от светского волненья…» (1829).
Позднее, однако, мотив одиночества начинает видоизменяться, отходя от подражательства и превращаясь в нечто, свойственное только Лермонтову. Осознание своей индивидуальности и исключительности, характерное в целом для романтизма, у него доводится до крайности, подчеркивается всеми возможными методами. Даже с Байроном, своим литературным учителем и, в какой-то мере, собратом по одиночеству, Лермонтов больше не желает видеть ничего общего. Приведем в пример общеизвестные стихотворения поэта «Подражание Байрону» и «Нет, я не Байрон».
Если в первом Лермонтов обращается к поэту так: «Не смейся, друг, над жертвою страстей, / Венец терновый я сужден влачить» (1830), то во втором уже отчетливо звучит мотив полной индивидуальности: Нет, я не Байрон, я другой,/ Еще неведомый избранник» (1832), и слышится мрачное предсказание собственной судьбы, судьбы, которая представляется его лирическому герою вполне закономерной: «Я раньше начал, кончу ране, / Мой ум немного совершит…» (1832).
Читайте также:
Именно так и зарождался у Лермонтова мотив одиночества. Рассмотрим, как он реализуется в рамках всего его творчества, и первым делом отметим разнообразие воплощения этого мотива: он может появляться как в отдельных стихотворениях, где повествование ведется от лица романтического героя, так и переплетаться с другими мотивами: любви, природы, Родины.
Увлечения юнкера
В начале тридцатых годов начали проявляться в лирике Лермонтова мотивы одиночества, неверности и измены. Что послужило этому причиной? Сперва происходит всем известная история с Екатериной Сушковой. Затем он знакомится с Натальей Ивановой, которой посвящает цикл стихотворений. Отношения складываются весьма радужно, затем наступает непонятная поэту перемена. Наталья предпочитает юному поэту опытного соперника.
Одиночество – основной мотив лирики Лермонтова. Присутствует он едва ли не в каждом стихотворении поэта. Он говорит о губительности любви, об изменчивости этого чувства. Но в качестве оправдания несостоявшихся возлюбленных юного поэта стоит привести слова Владимира Соловьёва, который утверждал, что, влюбляясь, Лермонтов испытывал чувство не столько к объекту воздыханий, сколько к собственному любовному состоянию, погружению в себя, сосредоточенности на своей личности.
Лермонтов стеснялся демонстрировать окружающим положительные черты своего характера. Ему казалось унизительным появляться перед ними добрым и любящим. А потому всё чаще он стремился быть беспощадным в словах и поступках. Биографы поэта рассказывают о его любовных похождениях, которые завершались не всегда прилично по понятиям того времени. Лермонтов словно мстил за измены, с которыми ему пришлось столкнуться в юности.
Юность, как известно, пора сладостных грёз. Но подобные чувства были незнакомы Лермонтову, о чём свидетельствует его поэтические произведения начала тридцатых годов, например, «Желание». В нем автор говорит о бесполезной мольбе и тщетных мечтах.
Лирический герой и общество: осознание одиночества
Герой Лермонтова противопоставлен обществу и оттого рассматривает его через призму скептицизма и недоверия, если он и приближается к нему порой, желая «с шумной быть толпою», то только для того, чтобы после сделать неутешительные выводы: в каждом видно «глупого льстеца» и «Иуду», и оттого «А потрудитесь рассмотреть – /Все веселее умереть» (“Что толку жить!.. Без приключений”). Разумеется, такое общество не может удовлетворить героя и, напротив, подталкивает его к резкой критике. «Образы бездушные людей», «приличьем стянутые маски», – поэт не скупится на нелестные характеристики, стараясь как можно больше подчеркнуть свою внеположенность в мире, желая, как он сам говорит, «смутить веселость их, / И дерзко бросить им в глаза железный стих, /Облитый горечью и злостью!..» (“Как часто, пестрою толпою окружен”). Неудивительно, что почти во всей лирике, посвященной так называемым взаимоотношениям «поэта и толпы», человека и общества, звучит горькое разочарование и осознание своего абсолютного одиночества. Нигде нет никого равного поэту и оттого он «печально» глядит на нынешнее поколение: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, / Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви» – сетует Лермонтов и заключает: никакой памяти не останется у потомков, все, в том числе и он сам, будет осмеяно и забыто: «Над миром мы пройдем без шума и следа» (Дума). И в смерти, и в жизни, и в толпе, и наедине сам с собою герой Лермонтова одинок.
Истоки мотива одиночества в поэзии Лермонтова
На протяжении всей жизни Михаила Лермонтова преследовали грусть и одиночество. Белинский называл его «поэтом совсем другой эпохи».
Читайте также: «Когда волнуется желтеющая нива» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – история создания, тема, жанр
Возможно, это и являлось причиной грусти и тоски, он не чувствовал себя нужным этому времени и людям, живущим в нем. Всегда был «один среди людского шума».
Мотив одиночества в поэзии Михаила Юрьевича выражается в превосходстве его лирического героя на остальными.
Он отличается от серой массы, автор намеренно делает его отличительным и возносит над остальными.
Герой полон гордого скептицизма и недоверия, в каждом видит «глупого лжеца»
, оттого не хочет«с шумной быть толпою» .
Истоки одиночества кроются во взаимоотношениях поэта и толпы. Поэт разочаровался в обществе, поэтому абсолютно одинок среди толпы.
Любовные страдания, нашедшие отражение в лирике поэта
Известно, что Лермонтову не везло в любви. Самая сильная привязанность поэта, образ которой остался жить на страницах произведений и в строчках стихотворений, — очаровательная Варенька Лопухина — стала чужой женой. Сложные взаимоотношения связывали их до самой смерти поэта, известие о которой окончательно сломило Варвару. Она пережила любимого всего на десять лет. Именно черты Лопухиной он искал в других женщинах.
Еще одна муза поэта – Екатерина Сушкова — лишь играла его чувствами, впрочем, как и Наталья Иванова, изменившая ему. Неудивительно, что тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова особенно ярко прослеживается в любовных стихотворениях.
«Мы случайно сведены судьбою» — первое произведение, адресованное Вареньке Лопухиной. Уже в нем звучит мотив разлуки, невозможности счастья и взаимной любви. В стихотворении «Нищий» мотив одиночества в лирике Лермонтова вызван неразделенными чувствами. Произведение было написано в 1830 году и имеет отношение к раннему творчеству поэта. В стихотворении Лермонтов сравнивает себя с нищим, которому вместо подаяния положили в руку камни. Такими были отношения поэта с Екатериной Сушковой, которые и легли в основу произведения.
Читайте также: «Шестое чувство» Н. Гумилев. Мысль и чувство: об одном стихотворении Н Гумилёва Шестое чувство гумилев какие средства выразительности
Цикл стихотворений, посвященных Наташе Ивановой, – история неразделенной любви и горького разочарования. «Я недостоин, может быть, / Твоей любви», — обращается к ней автор. «Нет, не тебя так пылко я люблю…» — пишет поэт незадолго до гибели. Кому посвящено это стихотворение, до конца не установлено.
ли со статьей или есть что добавить?