Сергей Есенин — Письмо матери (Ты жива еще, моя старушка)

Тема

  1. Разочарование в жизни. Перед нами послание прожёгшего свою жизнь сына, к матери. Герой пишет в надежде, что та его поймёт и простит, ведь ни понимания, ни прощения в городе он не нашел, как сильных, искренних чувств. Женщины и друзья проносятся суетливой чередой, меняются и предают, и только семья любит и ждет свою часть, не упрекая и не ставя условий.
  2. В стихотворении звучит и тема оправдания перед родной матерью: «Не такой уж горький я пропойца…». Герой хочет успокоить семью, но не находит сил лгать во благо: все же он признает, что алкоголь в его жизни занял удручающе прочные позиции.
  3. Прослеживается тема любви поэта к своей малой родине — и это чувство для него более возвышенное, чем даже любовь к богу. В свои произведения он мастерски вплетал диалектизмы Рязанской губернии — своего родного края. Эта малая родина — сад, «по-весеннему белый», деревенский дом для лирического героя — своеобразный рай, спасающий от жизненной суеты и тревоги, а мать в этом раю — ангел, «несказанный свет». И перед этим ангелом он исповедуется, раскрывает судьбу, отягощённую страданиями, безысходностью и печалью.
  4. В стихотворении «Письмо матери» прослеживается ещё одна, характерная для литературы тема — непонимания, всегда возникающего между старым и новым поколением.

В его творчестве гармонично сочетались крестьянские, деревенские лирические мотивы и настроение мятежа, восстания, борьбы, но в данной работе борьба уступает место горечи и предчувствию фатального поражения.

Сергей Есенин – Письмо матери аккорды

Идея

  1. Во-первых, главная мысль поэта заключается в том, что нельзя забывать отчий дом и семью, что бы в жизни ни происходило. Только там можно найти поддержку и бескорыстную, жертвенную любовь, которых так не хватает взрослому человеку, отделенному от малой родины.
  2. Во-вторых, очевидна идея облегчения души посредством исповеди перед той женщиной, которая привела его на эту землю. Возможно, в ее образе он видит свое предназначение, то, чем задумал его Господь, и он подводит жизненные итоги своего бегства от судьбы и призвания, данных свыше.
  3. В-третьих, смысл работы – показать наступление нового мира (заключающегося в образе сына) и отступления старого (заключающегося в образе матери). Он открыто заявляет: «И молиться не учи меня, не надо! // К старому возврата больше нет!» — здесь автор намекает на то, что наступили новые — то есть советские времена, в которых не верят в бога, и вообще нет никакой религии, поэтому учить старые молитвы — бессмысленно. А мать лирического все еще ходит в «старомодном ветхом шушуне». Ключевые слова здесь — «старомодный» и «ветхий», относящиеся к матери. Ведь она по-прежнему принадлежит к старому, обветшалому прошлому, где верят в бога и молятся, ей и её поколению не понять до конца настоящего, и уж тем более будущего.

Сын, несмотря на любовь к родине и крестьянскому быту, отказывается жить по законам вчерашнего дня, он принимает завтрашний и сегодняшний устав, он в нём вырос и стал известным, тогда как еще вчера он по праву рождения пахал бы землю и не смел даже задуматься о творчестве. Однако в разочаровании и печали сквозит неприятие многих новых реалий, поэтому его отношение к окружающей действительности двойственное.

Образ лирического героя

В целом, образ проходит три этапа развития:

  • деревенский молодой человек, который попадает из родного села в чуждый, враждебный мир городской цивилизации (эти мотивы звучат, например, в поэме «Сорокоуст», написанной в 1921 г.);
  • затем городской поэт-хулиган, мятежник, впоследствии ясно воплощённый в образе бандита Номаха в поэме «Страна негодяев» (1925);
  • и, наконец, — страдающий, тоскующий поэт, уставший от жизни, ощущающий приближение смерти, впавший в депрессию от безвыходности — «Чёрный человек» (1925).

Поскольку «Письмо к матери» сочинено в 1924 году, типаж лирического героя относится к третьей фазе развития образа. Он – усталый и вконец заблудившийся странник, который бежал из родного дома в поисках лучшей участи, но жизнь возвращает его к истокам, заставляя признать, что самое главное он не обрел, а оставил в родном краю. Уместно будет сравнить его с блудным сыном, который, согласно евангельской притче, приходит к отцу с покаянием, отбросив гордыню.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий