Евпатий Коловрат: сотворение героя

Былинники речистые ведут рассказ

Официальная версия такова: накануне вторжения Батыя в 1237 году рязанский боярин Коловрат был послан в Чернигов с просьбой о военной помощи к тамошнему князю Михаилу Всеволодовичу. И тот отказал, ибо рязанцы не поддержали его ранее в битве на Калке. Воротившись домой несолоно хлебавши, богатырь увидел, что опоздал: на месте родного города лежали чадящие руины. Впав в жуткую ярость, воевода погнался за монголами, не считаясь с драматическим неравенством сил. Догнав противника в Суздальской земле, он с отрядом в 1700 человек внезапно напал на арьергард ордынцев и полностью его истребил.

Осознав, что в тылу творится неладное, хан велел своему шурину Хостоврулу решить проблему. По преданию, тот хвастливо пообещал привести русского героя живым, но сложил голову в поединке с обозлённым витязем.

Легенды также гласят, что хан пытался сманить доблестного Евпатия на свою сторону. В такой ход событий можно поверить: Чингизиды всегда старались пополнять свои тумены лучшими воинами покорённых народов. Однако не вышло. Неистовый Коловрат и его соратники предпочли погибнуть со славой, забрав с собой на тот свет побольше ворогов. Говорили, боярин погиб не от меча, а был убит из камнемётных орудий, которые татары решили применить, чтобы минимизировать урон от охваченных священным боевым безумием русичей.

e1605edb13e10c31039a5f8ac49bd155.jpg Евпатий Коловрат в ставке Батыя. Илья Лысенков, 2016. (Pinterest)

Летописцы утверждают: хан был так впечатлён отвагой рязанского боярина, что приказал отпустить уцелевших дружинников, отдав им тело их начальника. В некоторых редакциях «Повести о разорении Рязани Батыем» говорится о торжественных похоронах Евпатия Коловрата 11 января 1238 года.

Мнение учёных

Знаменитый русский историк Николай Карамзин не сомневался, что славный рязанец, появившийся на свет вроде бы в 1200 году, существовал на самом деле. А вот современные историки совсем не уверены в том, что речь идёт о реальном историческом лице.

Большинство исследователей склоняются к тому, что Коловрата ввели в «Повесть о разорении Рязани Батыем» в поздних её списках и трактовках. И это былинный герой, придуманный народными сказителями, дабы умалить травматические переживания наших пращуров от страшного поражения в войне с язычниками. Воодушевляющий собирательный образ несгибаемого защитника родной земли.

75f6dedcf15bc33198f095502dacbfe1.jpg Памятник Евпатию в Рязани. (Pinterest)

В самом деле, описание подвига Евпатия и его бойцов выделяется в хронике заметно более литературным стилем. Героического пафоса и батальной поэтики в этой части больше, чем во всём остальном тексте «Повести…».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий