Анализ стихотворения «Сны» Блока
Среди стихотворений Александра Александровича Блока, адресованных детям, особенным полетом воображения выделяется произведение «Сны».
Стихотворение написано осенью 1912 года. Его автору исполнилось в эту пору 32 года, он признанный поэт, выпустивший несколько сборников стихов, женат. В этот период он по совету врачей поправлял здоровье в Европе. По жанру – фантазия, по размеру – двухсложник с перекрестной рифмовкой, 10 строф. Есть и открытые, и закрытые рифмы. Лирический герой – сам поэт, вспоминающий детство. Интонация фольклорная, вместе с тем, сонная. Обилие многоточий, пять восклицаний. «Не хочу уснуть!»: воображение тянет играть, скакать на лошади, брать города. Рассказ няни: маленького Сашу Блока пестовали мать, бабушка и тетя. За чтение сказок отвечала, как и положено, няня. Она познакомила воспитанника с персонажами А. Пушкина и В. Жуковского. «Раз-два!»: анафора, рефрен, звучащий в голове засыпающего мальчика. «Луч лампадки»: она теплится у икон, ободряет своим присутствием от ночных страхов. «Древней, древней»: в этой тавтологии – характерное для детей восприятие времени. И сейчас, и в пору детства автора подавно, сказки XIX века таковыми не являются. Впрочем, эпитет можно отнести к образам, архетипам, происходящим из времен действительно давних. Упомянуты герои «Сказки о мертвой царевне», «Руслана и Людмилы» А. Пушкина, «Спящая царевна», «Сказка об Иване-царевиче и сером волке» В. Жуковского. «Свет лампадки светит в очи ей»: он спит, и царевна тоже. Разумеется, при точно такой же лампадке с таинственным зеленым мерцанием. Ведь и у нее, конечно, есть родные, которые заботливо затеплят огонек возле икон. Это момент взаимопроникновения миров. «Конник в латах» освободил красавицу из лап чудовища, от чар колдовства. В финале ребенок погружается в сон, но лепечет в ответ на вопрос няни: «Дремлешь?»: внемлю… (то есть, слушаю). В последних строках мальчик пылко признается в любви к «лучу лампадки», такой важной составляющей хрупкого детского мира. Лексика возвышенная (она сопутствует книжным образам) и разговорная. Множество повторов и оборотов прямиком из устного народного творчества: за моря, за океаны, спит в хрустальной, спит в кроватке. Числительные, придающие правдоподобия любой фантастике: сто ночей, семь ночей. Уменьшительный суффикс, привычный детскому возрасту: кроватке. Инверсия: звякают ключи. Индивидуально-авторский эпитет: дымно-синие. Другие эпитеты: гневный, заморской.
В «Снах» А. Блок достоверно передает внутренний мир чуткого ребенка, смешение реальности и фантазии.
Источник
Блок сны суриков сны
Из серии «Покушаемся на святое».
Вот что ученикам 3-го класса заставляют заучивать наизусть:
><stron.>
А вот вопросы, на которые должен ответить ребёнок после того, как выучит стихотворение:
А ребёнок половину слов просто не понимает. Нет этих слов в его жизни: парчами, хрусталь стены, дрёмные покровы, внемлю, луч лампадки.
Если надо что-то выучить наизусть, то есть же детские стихи. Маршак, Барто, Чуковский и т.д. – детская классика.
P.S. от редакции:
В рубрике «Чему-нибудь и как-нибудь» мы часто пишем о качестве учебных программ в современной средней школе, отстаивая интересы основных учебных предметов, в т.ч. русского языка и русской литературы, физики, истории и др. Однако, теперь, похоже, наступила пора защиты не количественных, а качественных показателей этих предметов – в Интернете появляется всё больше фактов «педагогической» глупости. Именно поэтому мы решили создать подрубрику «Покушаемся на святое», в данном случае – на преподавание творчества А.Блока вне программы старших классов.
Источник
Композиция
Стихотворение состоит из восьми строф, каждая из которых, в свою очередь, включает по четыре строки.
Выделить лирического героя в произведении достаточно трудно, но после прочтения становится понятно, что это мужчина, который наслаждается зимним пейзажем. Ему близка деревенская жизнь, быт крестьян. Из этого можно сделать вывод, что лирическим героем в стихотворении «Зима» является сам Суриков. В повествовании он занимает позицию несколько отстраненного наблюдателя, никак не проявляющего свои эмоции.
Композиция произведения стройная. Сюжет можно разделить на две условные части: в первой части поэт демонстрирует красоту зимнего пейзажа, а во второй – уделяет внимание крестьянскому быту.
История создания
На долю Ивана Захаровича выпало немало жизненных испытаний. Он родился и вырос в обычной крепостной семье, и вся его жизнь, в том числе и зрелые годы, прошли в глубокой нищете. Но это не мешало ему находить радость в простых житейских вещах. Поэт никогда не роптал на судьбу и был безмерно счастлив тем, что имел прямое отношение к поэзии, которую боготворил.
Суриков стал одним из ярких поэтов, представителей такого направления как крестьянская поэзия. В своих произведениях он воспевал простую и незамысловатую сельскую жизнь, с ее трудностями и редкими крупицами радости.
Лирическое стихотворение «Зима» Суриковым в 1880 году, незадолго до смерти поэта. В последний год жизни Иван Захарович страдал от туберкулеза, однако не переставал искренне радоваться красоте окружающего мира, его удивительной гармонии. Подтверждением тому сало посмертное произведение «Зима» – очень легкое и светлое по своему содержанию, наполненное восхищением красотой зимней природы.
</stron.></tbody>
ли со статьей или есть что добавить?