Содержание
Велимир Хлебников «Горные чары»
Я верю их вою и хвоям, Где стелется тихо столетье сосны И каждый умножен и нежен Как баловень бога живого. Я вижу широкую вежу И нежу собою и нижу. Падун улетает по дань, И вы, точно ветка весны, Летя по утиной реке паутиной. Ночная усадьба судьбы, Север цели всех созвездий Созерцали вы. Вилось одеянье волос, И каждый — путь солнца, Летевший в меня, чтобы солнце на солнце менять. Березы мох — маленький замок, И вы — одеяние ивы, Что с тихим напевом «увы!» Качала качель головы. На матери камень Ты встала; он громок Морями и материками, Поэтому пел мой потомок. Но ведом ночным небосводом И за руку зорями зорко ведом. Вхожу в одинокую хижу, Куда я годую себя и меня. Печаль, распустив паруса, Где делится горе владелицы, Увозит свои имена, Слезает неясной слезой, Изученной тропкой из окон Хранимой хра<мин>ы. И лавою падает вал, Оливы желанья увел Суровый поток Дорогою пяток.В
В
Велимир Хлебников «В лесу. Словарь цветов»
На эти златистые пижмы Росистые волосы выжми. Воскликнет насмешливо: «Только?» — Серьгою воздушная ольха. Калужниц больше черный холод, Иди, позвал тебя Рогволод. Коснется калужницы дремя, И станет безоблачным время. Ведь мною засушено дремя На память о старых богах. Тогда серебристое племя Бродило на этих лугах. Подъемля медовые хоботы, Ждут ножку богинины чеботы. И белые ель и березы, И смотрят на небо дерезы. В траве притаилась дурника, И знахаря ждет молодика. Чтоб злаком лугов молодиться, Пришла на заре молодица. Род конского черепа — кость, К нему наклоняется жость. Любите носить все те имена, Что могут онежиться в Лялю. Деревня сюда созвана, В телеге везет свою кралю. Лялю на лебеде Если заметите, Лучший на небе день Кралей отметите. И крикнет и цокнет весенняя кровь: «Ляля на лебеде — Ляля любовь!» Что юноши властной толпою Везут на пути к водопою Кралю своего села — Она на цветах весела. Желтые мрачны снопы Праздничной возле толпы. И ежели пивни захлопали И песни вечерней любви, Наверное, стройные тополи Смотрят на праздник в пыли. Под именем новым — Олеги, Вышаты, Добрыни и Глебы Везут конец дышла телеги, Колосьями спрятанной в хлебы, Своей голубой королевы. Но и в цветы запрятав низ рук, Та, смугла, встает, как призрак. «Ты священна, Смуглороссья», — Ей поют цветов колосья. И пахло кругом мухомором и дремой, И пролит был запах смертельных черемух. Эй! Не будь сурова, не будь сурова, Но будь проста, как вся дуброва.В
В
Велимир Хлебников «Весеннего Корана»
Весеннего Корана Веселый богослов, Мой тополь спозаранок Ждал утренних послов. Как солнца рыболов, В надмирную синюю тоню Закинувши мрежи, Он ловко ловит рев волов И тучу ловит соню, И летней бури запах свежий. О, тополь-рыбак, Станом зеленый, Зеленые неводы Ты мечешь столба. И вот весенний бог (Осетр удивленный) Лежит на каждой лодке У мокрого листа. Открыла просьба: «Небо дай» — Зеленые уста. С сетями ловли бога Великий Тополь Ударом рога Ударит о поле Волною синей водки.В
В
Биография
Детство и юность
Творческая деятельность
Хлебников сближался с кругом молодых поэтов, недолгое время входил в круг “Академии стихов” символиста Вячеслава Иванова, но, увлёкшись реформаторством поэтического языка и познакомившись с другим крылом нового искусства, он вместе с новыми товарищами, Василием Каменским и Давидом Бурлюком, основывает собственную группу — «будетляне» (от слова будет), позже, в 1912-м, когда группа уже стала называться «Гилеей» в неё вошли Владимир Маяковский и Бенедикт Лившиц. Новое литературное движение заявило о себе сборником «Садок судей» (1910). За ним последовал сборник «Пощёчина общественному вкусу» (1912) и второй «Садок судей» (1913), значительную часть которого составляли стихи Хлебникова, а также свет увидели книги поэта “Ряв!”, “Творения 1906-1908” и другие. Ритмический и звуковой строй стихов Хлебникова, его пьесы “Маркиз Дэзес” (1909-1911) и поэмы “Журавль” (1909) были ориентированы на разговорную речь. В «Пощечине общественному вкусу» была напечатана составленная Хлебниковым таблица “Взор на 1917 год”, в которой он, согласно своим исчислениям законов времени, предсказал “падение государства”.
Влияние на творчество исторических событий
- Прощанию с Закавказьем посвящено стихотворение “Ручей с холодною водой…”.[1]
Последний год жизни
После возвращения из командировки в августе 1921 года Хлебников нигде не останавливаясь на срок больше нескольких месяцев. Некоторое время жил в Баку, но октябрь Хлебников уже провел в Железноводске, часть ноября и декабря — в Пятигорске. Работал в различных газетах, в бакинском и пятигорском отделении РОСТА, в Политпросвете Волжско-Каспийского флота. В этот период были завершены поэмы «Ночной обыск», «Председатель Чеки», «Ночь перед Советами», «Настоящее», «Горячее поле» («Прачка»), «Берег невольников». Также был закончен трактат о “законах времени”, названный им «Доски судьбы» и было опубликовано несколько статей, посвящённых числовым закономерностям и радио, некрологи А. А. Блоку и Н. С. Гумилёву.
В декабре 1921 года Велимир Хлебников вернулся в Москву, где в январе 1922 года стал членом официального Союза поэтов. В 1922 году им была завершена “сверхповесть” под названием «Зангези», которая, как и «Доски судьбы», стала одним из важнейших произведений Хлебникова.
Весной 1922 года поэт начал страдать от приступов лихорадки и, вместе с художником Петром Митуричем, отправился в Новгородскую губернию, где вскоре после приезда слёг, поражённый параличом.
28 июня 1922 года Велимир Хлебников скончался в деревне Санталово Новгородской губернии. Был похоронен на погосте деревни Ручьи Крестецкого района Новгородской губернии. В 1960 году останки поэта были перенесены в Москву на Новодевичье кладбище.[2]
ли со статьей или есть что добавить?