Сюжет
В 1979 году КГБУзбекской ССР готовит операцию по разоблачению жуликов — организаторов концертов ведущих артистов в Узбекистане. Для этого вербуют работников ташкентской филармонии: кассира и Фридмана, одного из главных организаторов таких концертов. Они соглашаются сотрудничать с КГБ УзССР при организации концертов Владимира Высоцкого.
Высоцкий в Москве собирается в очередную поездку за границу, в Париж. Курирующий Театр на Таганке сотрудник КГБ сообщает ему, что за организацию его гастролей в Ижевске арестовано несколько человек, в Узбекистан Высоцкому лететь не стоит, и если он намерен отправиться в Париж, то его заграничный паспорт будет готов в течение двух-трёх дней. Высоцкий возвращается домой, где встречает бригаду «Скорой помощи» и своих родителей. Врач требует от родителей дать согласие на принудительную госпитализацию их сына, но Высоцкий останавливает отца, уже подписывающего это согласие. Родители уезжают, в квартире остаются импресарио Высоцкого Павел Леонидов и Таня Ивлева. Леонидов уговаривает Высоцкого лететь на гастроли в Узбекистан, хотя знает, как это опасно для его здоровья. Таня против, утверждая, что Леонидов присосался к Высоцкому.
Высоцкий, Леонидов, друг Высоцкого Сева Кулагин (актёр Театра на Таганке) и Анатолий Нефёдов (врач Высоцкого) летят в Ташкент. По дороге в присутствии Высоцкого все они веселятся и балагурят, но когда остаются наедине, начинают ругаться между собой, причём основным предметом ссор является состояние Высоцкого. По прилёте в Ташкент Фридман предлагает Высоцкому сразу же вернуться назад, мотивируя это плохим предчувствием, но тот отказывается и все едут в Бухару, где останавливаются в гостинице «Зарафшан». Вечером у Высоцкого начинается наркотическая ломка, к нему вызывают «Скорую помощь», но врач отказывается вводить наркотики, заявляя, что на следующий вызов они приедут с милицией. Врач Нефёдов похищает ампулу с наркотиками у врача Скорой помощи, но дальше нужны ещё наркотики, которые герои фильма именуют «лекарством». Единственный способ раздобыть их — без ведома Высоцкого вызвать из Москвы Таню Ивлеву, которая привезет коробку с ампулами. Прослушивающий гостиничный номер Высоцкого полковник КГБ Бехтеев вызывает завербованного Фридмана и интересуется, принимает ли Высоцкий наркотики.
По его распоряжению сотрудники КГБ пытаются перехватить Таню, прилетающую из Москвы. Но Таня прибывает не рейсовым самолётом, а военно-транспортным бортом. Она нанимает машину в аэропорту Ташкента за 120 руб. (огромные деньги для того времени) и едет в Бухару. По дороге её пытается изнасиловать водитель-узбек, но его спугнул полковник Бехтеев, выехавший из Бухары на перехват Тани. Он бьёт шофёра, демонстрирует «корочки» и угрожает неприятностями, если тот хоть пальцем тронет Таню. Водитель высаживает пассажирку, не доезжая до Бухары. Таня добирается автобусом до Бухары, но здесь её задерживает милиционер и передаёт Бехтееву. Он требует сообщить, кому она везёт наркотики. Таня отвечает, что наркотики принадлежат ей. Полковник понимает, что она врёт и требует написать объяснительную, что лекарства принадлежат ей, возвращает Тане сумку с «лекарством» и отпускает её, оставляя у себя паспорт.
Тем временем в Бухаре идут концерты Высоцкого. На первый концерт он выходит с трудом, но выступает с полной отдачей сил. За кулисами наблюдают Сева и Нефёдов, опасаясь, что Высоцкий упадёт прямо на сцене. Во время концерта Фридман, директор Дома Культуры и Павел Леонидов делят деньги, сжигая при этом корешки от билетов, ибо концерт «левый», доход от которого идёт в карман организаторов.
На второй концерт в этот же день прибывает видный партийный деятель, 1 секретарь обкома компартии Узбекистана, перед которым буквально лебезит Фридман. Сева опасается за здоровье Высоцкого, о чём и сообщает Фридману и Леонидову. Оба они настаивают на том, что концерт должен состояться. Сева Кулагин выходит на сцену, пытаясь предотвратить выход Высоцкого, и поёт его песню. Но зал его освистывает. Выходит сам Высоцкий, требует прекратить освистывание, даёт ему допеть песню до конца и начинает выступать сам. В ходе выступления становится понятно, что Высоцкому очень плохо, он буквально падает в конце выступления. Завершающая песня концерта звучит фонограммой по громкой связи. В конце первым начинает аплодировать секретарь обкома, аплодисменты которого подхватывает зал.
Полковник Бехтеев сразу же после концерта пытается организовать задержание Высоцкого. Но операция по задержанию прерывается по приказу его начальника, генерала-узбека, который говорит: «Ты хорошо подумал? Разве член ЦК может быть на концерте наркомана и преступника?».
В Узбекистан прилетает полковник КГБ — «куратор» Театра на Таганке. Он предлагает Бехтееву задержать при отлёте в аэропорту Ташкента Таню Ивлеву.
Таня, остановившаяся в Бухаре в одном номере с Высоцким, отправляется вместе со всей остальной компанией на базар, чтобы купить ковёр для Севы. Высоцкий, одетый в местный чапан и тюбетейку, разыгрывает импровизированное представление, в результате которого Сева покупает ковер за 180 руб. вместо 250.
После возвращения в гостиницу Сева и Нефёдов в своём номере садятся есть арбуз, а в это время раздаётся звонок Марины Влади из Парижа, которая требует позвать к телефону Высоцкого. Сева Кулагин отправляется к Высоцкому в номер, а Нефёдов решает позвонить, чтобы опередить Севу. Он звонит и во время разговора слышит крик Тани. Быстро поднявшись в номер Высоцкого, обнаруживает, что Высоцкий умер. Все попытки его оживить тщетны. Нефёдов впадает в состояние транса, но Таня начинает бить его по щекам, требуя вспомнить все методы, которые могут помочь. Нефёдов решает сделать укол адреналина в шею. В это время у Высоцкого идёт сон-воспоминание о том, как он вытолкнул такси с его второй женой и двумя детьми на раскисшей во время распутицы дороге. В конце сна он выталкивает машину и «оживает».
Сотрудники КГБ, прослушивающие номер, сообщают Бехтееву, что Высоцкий умер. Он несётся в Бухару, где по его приказу гостиницу блокируют, телефоны в ней отключают. Но пока полковник добирается до номера Высоцкого, тот успевает ожить. Затем Бехтеев подслушивает разговор Высоцкого (ключевая фраза разговора, которую произносит Высоцкий — «У Бога мёртвых нет») с Таней, но процесс подслушивания прерывает полковник из Москвы, который обижен на то, что его не известили об оживлении Высоцкого, и по-прежнему требует задержать Таню в аэропорту. Бехтеев проникает в номер к Леонидову, забирает всё «лекарство» (почти 40 ампул) и требует их немедленного возвращения в Москву. Леонидов приходит с тем же самым к Высоцкому.
Таня разговаривает с Высоцким о его жизни и поэзии, заявляя, что она эту поэзию ненавидит. Но плохое настроение у неё быстро проходит, и она вновь примиряется с Высоцким. Сева Кулагин и врач Нефёдов в сильном подпитии обсуждают оживление Высоцкого, причём врач утверждает, что это чудо воскресения. Кулагин его не вполне понимает, отвечая: «Да, с утра было воскресенье».
Утром все они прибывают в аэропорт Ташкента. Таню без паспорта отказываются регистрировать. Сотрудница Аэрофлота, осуществляющая регистрацию, отправляет Высоцкого к Бехтееву. Высоцкий идёт вместе с Фридманом, но если к Высоцкому Бехтеев относится подчёркнуто уважительно, то к Фридману пренебрежительно («Ты не швейцар, ты сексот»). На предложение оставить Таню в Ташкенте и лететь в Москву Высоцкий отвечает отказом, доказывая офицеру КГБ его неправоту. В это время в «депутатский зал», где происходит разговор, врывается самоотверженный Фридман с дымящейся урной, в которой он сжигает корешки билетов, с криком «Володя, теперь у них на тебя ничего нет!», имея в виду, что доказательная база для обвинений уничтожена. Видно, что в этот момент Фридману безразлично, что же будет с ним самим. Бехтеев возвращает Высоцкому паспорт Тани. На борту самолёта Высоцкий начинает писать стихи на оборотной стороне разорванной сигаретной пачки.
Полковник Бехтеев прямо на лётном поле уничтожает материалы наблюдения за Таней и дела «сексота» Фридмана. Он делает это в ответ на просьбу полковника из Москвы передать эти материалы ему.
В финальных титрах фильма сообщается, что Высоцкий умер ровно через год после своей клинической смерти в Бухаре, 25 июля1980 года.
Рецензия фильма Высоцкий. Спасибо, что живой (2011):
Высоцкий в фильме. Кто именно сыграл барда — создатели картины тщательно скрывают. Фамилии актера не будет даже в титрах — случай для российского кино небывалый Уже 1 декабря в Украине выходит в прокат нашумевший фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой». Пожалуй, еще ни одна российская картина не вызывала столь бурных обсуждений. А все из-за того, что актер, сыгравший Владимира Высоцкого (имя артиста создатели фильма даже не включили в финальные титры — случай доселе небывалый! — в остальных ролях: Оксана Акиньшина, Владимир Меньшов, Андрей Панин), мистическим образом выглядит полной копией знаменитого барда.
Налет скандальности картине придает и ее сюжет. Сценарист «Высоцкого» Никита — он же младший сын Владимира Семеновича, не побоялся построить свое кино вокруг того, как его отцу в 1979 году во время одного из концертов стало плохо с сердцем, в результате чего тот пережил клиническую смерть. Виной тому стали тяжелые нагрузки (бард вел просто бешеный ритм жизни: репетиции в театре, съемки в кино, по три концерта в день, написание стихов, да еще усугблял все это пьяными загулами, наркотиками, любовными интрижками). Это сейчас все уже знают о пагубных привычках поэта (первой об этом заявила в своей книге «Высоцкий, или Прерванный полет» его жена Марина Влади, чем и нажила себе немало врагов).
По сути, Никита пошел тем же путем — решил показать своего отца реальным, то есть таким, каким он был: со всеми его сильными и слабыми сторонами, а не в образе «иконы». А такой подход многие поклонники Высоцкого до сих пор принимают в штыки. Мол, нам интересны роли и песни Семеновича, а не его грязное белье или чем он там кололся. Отсюда и многочисленные претензии и критика. Но критиковать или хвалить стоит лишь после того, как выйдет сам фильм (нашу рецензию читайте уже завтра). Пока же мы решили разобраться в том, как именно оживляли Высоцкого.
Трейлеры:
Как оказалось — фильм снимают с 2009 года и изначально фильм назывался «Чёрный человек», а его режиссёром и сценаристом был Игорь Волошин, снявший до этого автобиографический фильм «Я». Так же, как и его предыдущая картина, фильм «Чёрный человек» был посвящен наркомании, что вызвало недовольство со стороны организаторов, вследствие чего Игорь Волошин был уволен, а его картину передали режиссёру Петру Буслову изменив название на «Спасибо, что живой». В то же время сам Игорь Волошин утверждает, что от производства вышеуказанного фильма он отказался самостоятельно, по личным причинам.
Первоначально премьера была назначена на 24 июля 2011 года — на день 31-й годовщины со дня смерти поэта и актёра, но затем её перенесли на осень 2011 года, затем, на одном из рок-фестивалей была названа новая дата — 31 декабря 2011 года. 25 июля 2011 года вышел второй трейлер фильма и была названа окончательная дата выхода на экран — 1 декабря 2011 года
В конце лета 2011 вышел заключительный, третий ролик, из которого мы узнаем что фильм повествует о пяти днях 1979 года, когда Владимир Семёнович Высоцкий на гастролях в Узбекистане в Бухаре пережил клиническую смерть.
И в завершение, в очередной раз подогревая интерес к данному фильму, в ноябре 2011 был выложен последний ролик — саунд трек у фильму исполнила группа «Баста» — «Райские яблоки». Признаться, не ожидал, что так можно…
Сайт:
11 ноября 2011 стартовал сайт фильма “Высоцкий. Спасибо, что живой”. Прекрасный сайт на html5. Навигация немного страдает, правда, но огромный пласт работы верстальщиков и программистов вызывает только восхищение.
Посетители сайта могут окунуться в ностальгическую атмосферу, послушать записи пьес с участием Владимира Высоцкого, записи песен в его исполнении, просмотреть множество архивных материалов (рукописей и газет), фото и видео из его личного архива. Большинство материала было представлено частными коллекционерами специально для сайта фильма.
Сайт представлен «Прошлым» — посмотреть старый фотографии Высоцкого
Настоящим — вы можете посмотреть роли в кино, в театре, послушать записи на кассетах и что самое для меня важное (так как я коллекционирую винил) — послушать пластинки Высоцкого.
И будущим — посвященным именно этому фильму.
Интрига с ролью Высоцкого
Полный актерский состав «Высоцкого…» стал известен на следующий день после премьеры трейлера, однако создатели картины задали нам новую загадку — «кто есть кто». И если с героиней Оксаны Акиньшиной более-менее понятно (она отвечает за любовную линию фильма), то актер, стоящий за гримом Высоцкого, все еще инкогнито. Больше всего слухов ходит вокруг имени Сергея Безрукова.Но мы все еще верим, что у создателей есть какой-то хитрый замысел – указать всем в неправильную сторону, а потом показать в роли Высоцкого совершенно другого актера. Также в касте картины заявлены: Иван Ургант, Владимир Меньшов, Владимир Ильин, Андрей Панин, Андрей Смоляков и другие актеры.
Одна из главных интриг фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» – имя исполнителя главной роли, которое кинокомпания не разглашает до сих пор. Актер, снявшийся в роли Владимира Высоцкого оставался инкогнито даже для партнеров по съемке, на площадку выходил уже в гриме, а в вызывном листе вместо фамилии актера было написано «Высоцкий». В титрах исполнитель Высоцкого также не фигурирует.
Решение образа Высоцкого – совершенно революционное. Технологии CGI и уникальный силиконово-пластиковый грим помог приблизить исполнителя к полному физическому сходству с поэтом. А с помощью последних цифровых технологий, искали идентичность с голосом Владимира Высоцкого.
Шесть месяцев Петр Горшенин создавал свою уникальную технологию грима для главного героя:
То, что мы делали на этой картине, не делал никто и никогда. В моем личном опыте было достаточно эпизодов работы над образами известных людей – например, Сталин в двух картинах. Но это совершенно другое. Сталина из ныне живущих мало кто видел, да и задача добиться идеального сходства не стояла.
С уверенностью могу сказать: и по объему работы, и по кропотливости, и по точности — в мировой практике ничего подобного не было. Реальные исторические персонажи в американских картинах — тоже в основном стилизация, также, как наш Сталин, потому что речь обычно идет об 1м или 2х съемочных днях, когда это не главный герой… У нас же стояла совершенно эксклюзивная задача: главный герой, который постоянно в кадре, из-за которого и о котором вся эта история.
Для грима в качестве эскизов использовались около 500 фотографий из архива Высоцкого. Нам была важна не только физическая идентичность, но и чтобы на актере все это выглядело гармонично и естественно для его партнеров, чтобы человеку, стоящему с ним рядом, и в голову не приходило, что это грим. Что касается ощущений от воссоздания образа, то я и мечтать не мог, что прикоснусь так близко к Высоцкому. Я был в девятом классе, когда он умер. Было такое жуткое чувство, что мы потеряли что-то серьезное. Что вот он был — необыкновенный, единственный, неповторимый. И такого никогда больше не будет. Я думаю, им невозможно не восхищаться, невозможно не любить его. Я эту работу пропускал через пальцы, через сердце, через мозг, иногда по ночам вскакивал и в мастерскую бежал. В процессе работы мы для себя открыли Высоцкого заново. Мы купили все его диски, полное собрание, и всю работу делали под его песни, под его музыку…
Работа над гримом происходит следующим образом: изготовляется точная копия лица актера. На этой модели создается тончайшая скульптура из скульптурной массы — воска, пластилина, другого скульптурного материала — и воссоздается искомое лицо, другое по антропологии. Когда новая скульптура готова, ее можно посмотреть на экране в разных ракурсах, в 3D. Но создавая скульптуру, необходимо учесть, насколько органично впоследствии эта пластическая деталь будет улыбаться, двигаться, щуриться, станет ли она органичным и естественным продолжением того объема, которого нет у актера. Необходимо соблюсти все нюансы мимики пластически, заложить поры, морщинки… Под увеличительным стеклом тончайшими скульптурными инструментами делалась каждая пора. Проверялась толщина скульптурного слоя — для этого использовалась специальная игла с рисочками. Благодаря ей художник понимает, как будет тянуться кожа, как она будет сокращаться.
Когда скульптура готова, с нее снимается форма, в форму заливается сложный многокомпонентный силиконовый состав. И после этого получается комплект пластических деталей. Грим героя — не маска. Таких форм и деталей несколько: нижняя часть, нос, лоб — все отдельно. Когда первый комплект деталей изготовлен, устраиваются пробы. Актера гримируют, снимают. Когда актер начинает мимировать, становится ясно, где и что необходимо доработать. Для этого каждый раз приходится лепить новую скульптуру. Таких доработок было девять. Грим исполнителя главной роли ежедневно занимал 4 часа. Еще полтора часа уходило на то, чтобы его разгримировать.
Никита Высоцкий (сын актера) уточнил, что имени актера мы не узнаем никогда.
Мы не называем фамилию актера и не пишем ее в титрах именно для того, чтобы там не было никого, чтобы это был образ Высоцкого. Повторяю: образ. Максимально похожий на него. Это не клон, не двойник, это художественный образ, созданный с помощью современных технологий.
Еще ни одной строки сценария не было написано, а мы уже решали, кого пригласим на роль, как мы его будем стричь, как мы его будем учить на семи струнах играть, а потом убедились: кто бы это ни был – а у нас было несколько актеров, и актеров хороших — это все равно будет не Высоцкий. Если нет максимального внешнего подобия у героя, этого героя нельзя называть Владимиром Высоцким. Просто нельзя. Высоцкий – это фильмы, спектакли, видеозаписи концертов, огромное количество фотографий. Он до сих пор крупным планом на экране. Высоцкий – вот он. А наш, если бы мы поставили, допустим, известного актера, был бы не Высоцкий. Мы могли найти, условно говоря, двойника. Есть такие люди, которые деньги зарабатывают: кто-то Ленин, кто-то Сталин. И такие же есть Высоцкие. Мы их смотрели. Да, он ходит, он пытается говорить, как Высоцкий. Ну, так у Джигурды немножко получается. Но экран такие вещи не разрешает. Они не выдерживают первого же крупного плана.
Я испытываю огромное уважение к нашему безымянному исполнителю и надеюсь, что ему воздастся когда-нибудь по его огромным заслугам.
Кто же играет Высоцкого в фильме?
Режиссер Алексей Рудаков раскрыл тайну. Объясняя волшебство перевоплощения Безрукова в Высоцкого, рассказал, что актеру накладывали не просто грим, а пластическую маску. В своем блоге Рудаков написал о том, что, когда он видит кадры с Высоцким-Безруковым, у него возникает жутковатое ощущение. К тому же, знакомый косметолог рассказала Алексею, что у актера возникли очень серьезные проблемы с кожей лица – он слишком долго и часто находился в маске.
Актерский состав:
Оксана Акиньшина — подруга поэта Татьяна (прообраз — Оксана Афанасьева)
Звезде «Стиляг» также досталась собирательная роль — она воплотила образ всех любимых женщин барда: первую жену Изу Высоцкую, вторую — Люсю Абрамову (она же мать его двоих детей) и третью — «русскую француженку» Марину Влади. Хотя в последние годы актер все больше увлекался юной студенткой по имени Ксюша, которая позже стала женой Леонида Ярмольника. По сюжету, Акиньшиной придется выводить Высоцкого из его многочисленных запоев.
Алла Покровская — мать Высоцкого
Сергей Шакуров — отец Высоцкого
Владимир Меньшов — режиссёр (прообраз — Юрий Любимов)
В картине Меньшов сыграл Шефа — именно так «за глаза» называли актеры Театра на Таганке, в котором служил и Высоцкий, своего художественного руководителя — Юрия Любимова. При этом его образ, как рассказали нам создатели фильма, вместил в себя не только Любимова, но и Станислава Говорухина, и Михаила Швейцера, и других режиссеров, с которыми довелось работать Владимиру Семеновичу. По словам Никиты Высоцкого, на эту роль был нужен человек жесткий, с явными командно-лидерскими задатками.
Иван Ургант — Сева Кулагин, друг и коллега Высоцкого
Сыграл в фильме небольшую роль человека из окружения Высоцкого. При этом именно его кандидатура вызвала у фанатов наибольшее неприятие, мол, зачем его взяли — он же везде играет одну и ту же роль — ведущего «Большой разницы». Сам актер признается, что, как и все, проходил кастинги: «Знаю, что до меня пробовалось несколько актеров. Но Петр Буслов почему-то взял именно меня». Признается, что, когда впервые увидел актера в гриме Высоцкого, испытал шок: «Мы должны были играть сцену в самолете. Сижу-жду, вдруг входит Владимир Семенович и начинает со мной общаться. Я просто обалдел».
Андрей Смоляков — Виктор Михайлович Бехтеев, полковник КГБ
Анна Ардова — Изабелла Юрьевна, директор Дома культуры
Максим Леонидов — Павел Леонидов, импресарио и друг Высоцкого
Андрей Панин — Анатолий Федотов, личный врач Высоцкого
Владимир Ильин — Серый пиджак
Дмитрий Астрахан — Леонид Фридман, организатор концертов Высоцкого в Узбекистане
Сергей Безруков — Юра, коллега Владимира Высоцкого / Владимир Высоцкий
год | 2011 |
страна | Россия |
слоган | «Два часа настоящей жизни» |
режиссер | Петр Буслов |
сценарий | Никита Высоцкий |
продюсер | Анатолий Максимов, Константин Эрнст, Михаэль Шлихт |
оператор | Игорь Гринякин |
композитор | Руслан Муратов |
художник | Анна Лазарева, Мария Бородина, Пётр Горшенин |
монтаж | Илья Лебедев |
жанр | драма, биография |
Источники: Сегодня.ua, intresting.com.ua, 1tv.ru
Читайте также: Отзывы и критика фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой»
Кратко о фильме Высоцкий. Спасибо, что живой (2011):
Действие фильма разворачивается в 1979 году, когда на одном из концертов Высоцкому становится плохо с сердцем. Он переживает клиническую смерть.
ли со статьей или есть что добавить?