Вечер, Николай Гумилев: анализ стихотворения

Взаимоотношения с А. Ахматовой

В качестве основной причины такого пессимистичного отношения к миру, нашедшего отражение в стихотворении “Вечер”, некоторые литературоведы называют сложность и противоречивость взаимоотношений Гумилева с Анной Ахматовой.

2108298.jpg

К 1908 году поэт уже неоднократно сватался к Анне Андреевне, получая в ответ отказы. Общая подавленность, родившаяся на фоне неудач, привела даже к попыткам самоубийства поэта. Одна из них оказалась даже в своем роде трагикомичной, когда Гумилев, находившийся в то время во Франции, попробовал утопиться. Высокосознательные французы, приняв Гумилева за бродягу, тут же вызвали наряд полиции, вытащивший из воды разочарованного гения. В ноябре 1909 года Ахматова все-таки дала согласие на брак, принимая будущего мужа не как любовь, но как судьбу. На самой церемонии бракосочетания родственников поэта не было, поскольку они просто-напросто в нее не поверили. А вскоре Гумилев охладел к молодой красавице-жене и большую часть времени проводил в разъездах.

Сборник “Жемчуга”

Жемчуг Гумилев считал одним из самых любимых своих камней, поэтому совсем неудивительно, что названия разделов нового поэтического сборника он словно нанизал на шелковую нить, собирая драгоценное ожерелье – “Жемчуг розовый, “Жемчуг серый”… Именно в “Жемчуг серый” и попало у Гумилева стихотворение “Вечер”, написанное им в 1908 году.

2108280.jpg

Литературный анализ стихотворения Николая Гумилева “Вечер”

В стихотворении поэт в качестве ключевых фигур выводит к нам “ненужный день” и “повелительницу” – ночь. Вечера как такового вроде бы и не видно, а есть смятение души, некое предночное томление, ожидание. Описание вечера достаточно метафорично, оно передает как раз смутные терзания некоего лирического героя, неразрывными узами связанного именно с ночью, стремящегося всеми силами сердца именно к ней. А предчувствие зыбкого счастья, которое должна подарить ночь, напоминает о том, что оно возможно только во сне. Отсюда и горькая характеристика дня – “великолепный и ненужный”. Особо хочется обратить внимание на желание поэта облачить душу «ризою жемчужной». Надо учесть, что одежда, особенно необычная, пышная или ритуальная, всегда играет особенную роль, достаточно вспомнить иные стихотворения Гумилева.

2108289.jpg

Анализ “Вечера” подтверждает данное наблюдение: риза по своему назначению – одежда ритуальная, используемая исключительно священнослужителями или ангелами и архангелами. Надев на таинственную ночь (образ женского рода!) ризу, Гумилев фактически поднимает ее на пьедестал, делает ее объектом некоего поклонения и дает своеобразную отсылку к богам и героям Древней Греции или Древнего Рима, прямо указывая на “победный шаг сандалий”, которому нельзя не подчиниться. Все творение буквально пронизано лирично-пессимистичными нотами, на которые обращают внимание практически все исследователи, делавшие анализ стихотворения “Вечер” Гумилева. Естественно, что тут же появляются попытки провести некие параллели с событиями, складывающимися на тот момент в повседневной жизни поэта.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий