Игры
Кого выводит на арену амфитеатра Гумилёв в лице колдуна, которому поклоняются дикие звери? Кто консул, радующий публику добротой и заливающий песок кровью уже третий день? Не ростки ли революции скрываются за маской колдуна, и не царский ли режим изображает консул в стихотворении «Игры»?
Кто же тогда мы, зрители? Те, кто видит, что надо что-то менять, но боится холода смерти по пути к победе? Или те, кому достаточно игр – зрелищ и хлеба. Другого мы не знаем или не хотим знать.
Консул добр: на арене кровавой Третий день не кончаются игры, И совсем обезумели тигры, Дышут древнею злобой удавы.
А слоны, а медведи! Такими Опьянелыми кровью бойцами, Туром, бьющим повсюду рогами, Любовались едва ли и в Риме.
И тогда лишь был отдан им пленный, Весь израненный, вождь аламанов, Заклинатель ветров и туманов И убийца с глазами гиены.
Как хотели мы этого часа! Ждали битвы, мы знали — он смелый. Бейте, звери, горячее тело, Рвите, звери, кровавое мясо!
Но, прижавшись к перилам дубовым, Вдруг завыл он, спокойный и хмурый, И согласным ответили ревом И медведи, и волки, и туры.
Распластались покорно удавы, И упали слоны на колени, Ожидая его повелений, Поднимали свой хобот кровавый.
Консул, консул и вечные боги, Мы такого еще не видали! Ведь голодные тигры лизали Колдуну запыленные ноги.
1907 год
Николай Гумилев «Она» анализ
Анализ стихотворения Гумилева «Она» поможет узнать жанр, тему, идею, средства выразительности
Николай Гумилев «Она» анализ
Автор — Николай Гумилев
Год написания — 1912
Николай Гумилев «Она» история создания: стихотворение «Она» впервые опубликовано в сборнике «Чужое небо» в 1912 году, который критики считают первым по-настоящему акмеистическим. По словам А. Ахматовой, это стихотворения о ней.
Основная тема – тема любви лирического героя.
Основная мысль — только любовь делает человека счастливым.
Идеей является понимание того, что любовь к женщине всегда загадочна и необъяснима.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, в большинстве своем рифма точная, чередование мужской и женской рифм; рифмовка перекрестная.
Повествование ведется от 1-го лица (лирического героя). Можно говорить о максимальном сближении автора и лирического героя. В стихотворении представлен образ героини-возлюбленной, у нее нет имени, она предстает как «женщина». На протяжении всего повествования перед нами возникает образ героини. Мы понимаем, что она – поэтесса («Ее душа открыта жадно/ Лишь медной музыке стиха»), причем поэтесса очень талантливая, так как лирический герой идет к ней «Учиться мудрой сладкой боли / В ее истоме и бреду». Описывается героиня с нежностью, любовью, благоговением: «Назвать нельзя ее красивой,/ Но в ней все счастие мое».
Ключевыми словами в стихотворении являются слова, наиболее ярко характеризующие героиню: «молчанье», «усталость», «томление», «мерцанье зрачков», «душа», «мудрая, сладкая боль».
Композиция стихотворения:
Произведения состоит из трех частей:
1) 1-3 строфы,
2) 4 строфа,
3) 5 строфа.
Гумилев «Она» средства художественной выразительности:
— эпитеты («таинственное мерцанье», «четки сны», «райский, огненный песок»);
Читайте также: Анализ стихотворения Пушкина Элегия безумных лет
— сравнения («четки сны ее, как тени»);
— гиперболы («держит молнии в руке»);
— метафоры («горькая усталость», «медная музыка стиха», «мудрая, сладкая боль», «душа открыта жадно»).
— аллитерация наблюдается в строках: 3 (т), 7(д), 12(в,н), 13(ж,д), 17(т,л), 20(н). Звук [т] при частотном употреблении придает тексту чувственный оттенок благодаря своей взрывной природе. Сонорные звуки яркие, солнечные, они определяют земную ипостась, выражают земные радости.
— Ассонанс. В стихотворении доминируют 2 звука: [о] и [а]. Звук [а] ассоциируется в сознании с прямотой, искренностью, открытостью высказываний (что характерно для программных акмеистов), а также звук придает тексту мелодичность. Два основных звука в тексте закреплены и в его названии: [о] н [а].
С помощью тщательно отобранных лексических средств, звукописи, образных художественных средств, четкости композиции, отказа от эффектных рифм Гумилев достигает той высоты языка, его чистоты и доступности, которая, по мнению акмеистов, и должна стать основой новой поэзии.
Н. Гумилев «Она»
Я знаю женщину: молчанье, Усталость горькая от слов Живет в таинственном мерцаньи Ее расширенных зрачков.
Ее душа открыта жадно Лишь медной музыке стиха, Пред жизнью дольней и отрадной Высокомерна и глуха.
Неслышный и неторопливый, Так странно плавен шаг ее, Назвать нельзя ее красивой, Но в ней все счастие мое.
Когда я жажду своеволий, И смел и горд – я к ней иду Учиться мудрой сладкой боли В ее истоме и бреду.
Она светла в часы томлений И держит молнии в руке, И четки сны ее, как тени На райском огненном песке
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской. Чёткая форма, выверенная композиция – всё передаёт мужскую точку зрения на женскую сущность.
- «Жираф», анализ стихотворения Гумилёва
- «Слово», анализ стихотворения Гумилёва
- «Волшебная скрипка», анализ стихотворения Гумилёва
- «Заблудившийся трамвай», анализ стихотворения Гумилёва
- «Шестое чувство», анализ стихотворения Гумилёва
- «Две розы», анализ стихотворения Гумилёва
- «Вечер» (Ещё один ненужный день…), анализ стихотворения Гумилёва
- «Капитаны», анализ цикла стихотворений Гумилёва
- «Змей», анализ баллады Гумилёва
- «Мечты», анализ стихотворения Гумилёва
- «Озеро Чад», анализ стихотворения Гумилёва
- Гумилёв Николай Степанович, краткая биография
По произведению: «Она»
По писателю: Гумилёв Николай Степанович
История создания
Стих был написан в 1912 году, войдя в число произведения сборника «Чужое небо». На этот момент семье поэта было уже два года. Несмотря на первоначальный отказ Анны Андреевны на предложение руки и сердца, классик добился ее согласия, прибегнув даже к таким жестоким манипуляциям, как попытки самоубийства.
Произведение выглядит так, словно адресовано Гумилевым девушке, анализ же стихотворения вместе с историческими данными позволяет сказать, что мысли и слова лирического героя обращены именно к супруге автора Анне Ахматовой.
В пользу этой версии говорят строки: «Ее душа открыта жадно лишь медной музыке стиха», что само по себе указывает на колоссальное значение поэзии в жизни и душе загадочной незнакомки.
Фраза «Нельзя назвать ее красивой, но в ней все счастие мое» также является прямым намеком на чувства поэта к супруге, которая, действительно, не обладала традиционными женственными чертами внешности.
ли со статьей или есть что добавить?