О брани
Это будут стихи не о том,
Что взволнованно в душу просится,
А совсем о другом, о таком,
И писать-то о чем не хочется.
Но молчанием зла не пресечь.
И без длительных предисловий
Скажем коротко: эта речь,
Уж простите, о сквернословии.
Существует оно давно,
Злое, грубое, озорное.
И отнюдь не секрет, что оно
Где-то в древности рождено
Горем, пьянством и все такое.
Почему же теперь, когда
Человек, оседлав надежды,
Сел в могучие поезда,
Взмыл на спутнике, как звезда,
Сквернословы; живет, как прежде?
Да еще обрело сейчас
И такие, увы, тенденции:
Отходя от народных масс,
Зреет в сферах интеллигенции.
Видно, ругань, ее того:
От пропойцы услышать тошно,
А с ученостью ничего,
При высокой культуре — можно!
В общем, чуть ли не высший шик:
Как узор на дорожке скатертной,
Как второй иностранный язык,
Скажем, русский, французский и матерный!
Человек, даже очень важный,
Верх учености и культуры,
Так вдруг брякнет многоэтажно,
Что такой в чертежах бумажных
Не бывало архитектуры…
Раньше в семьях, смиряя плач,
Говорили: «Пьет, как сапожник!»
Скоро скажут: «Он пьет, как
врач!» «Он ругается, как художник!»
Говорят, в технический век
Человек — это мысль и дерзание..
Значит, должен такому званию
Соответствовать человек!
Э. Асадов «О брани»
Краткий анализ произведения «Стихи о рыжей дворняге» Э. Асадов
Вариант 1
В 1948 году Эдуард Аркадьевич Асадов (1923–2004) написал одно из самых пронзительных и трогательных произведений о преданности животного человеку. «Стихи о рыжей дворняге» заслуженно входят в список лучших произведений о животных.
В стихотворении рассказывается история брошеного пса. Его хозяин в силу каких-то обстоятельств оставляет питомца на вокзале, а сам садится на поезд и уезжает. Несмотря на то, что автор вкладывает в уста героя слова «Прощай, брат!», у читателя формируется негативное отношение к этому человеку. Чувствуется, что и автор недоволен поступком хозяина, поскольку, описывая его действия, он использует жесткие резкие слова – «швырнул под скамейку ошейник».
Другим персонажам произведения нет дела до оставленной собаки. Лишь какой-то старик обращается к псу, сетуя, что взял бы его себе, но тот недостаточно благородной породы:
Эх, будь ты хорошей породы…
А то ведь простая дворняга!
К этому герою автор еще вернется в финале, укоряя его за примитивные поверхностные рассуждения:
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце — чистейшей породы!
В стихотворении десять четверостиший, из них четыре строфы посвящены поведению самой собаки. Автор подробно описывает то, как животное следит понимающим взглядом за удаляющейся фигурой хозяина, как безуспешно преследует поезд; как теряя силы, еле волочит сбитые в кровь лапы.
Такое пристальное внимание к состоянию собаки призвано разбудить в читателе сочувствие. Это известная особенность лирики Эдуарда Аркадьевича, который исподволь с помощью своих стихов воспитывает в людях лучшие качества.
Интересно, что в этом стихотворении автор не противопоставляет человеческий мир и мир животных. Говоря о вокзале, поэт сравнивает его с пестрым муравейником, подчеркивая тем самым, что люди ничем не лучше или хуже окружающего их мира. Даже промышленное изделие – паровоз, по мнению автора, похоже на животное:
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался…
Объединяет всех этих персонажей – собаку, паровоз – то, что они что-то делают для человека. Люди же в произведении отказываются от действий. Глаголы, которые применяет автор по отношению к героям-людям, чаще используются с частицей «не»: «не думали», «не вспоминали», «не ведал». Поэт повторяет несколько раз «не ведал хозяин, что…», чтобы подчеркнуть безучастие, равнодушие героя.
Мораль стихотворения содержится в последних строках и может применяться не только по отношению к питомцам. Красота человека, по мнению поэта, заключена в сердце. Поэтому так важно уметь вовремя разглядеть за внешностью доброе и преданное сердце.
«Стихи о рыжей дворняге» Э. Асадов – анализ по плану
Вариант 1
Произведение «Стихи о рыжей дворняге» было написано Эдуардом Асадовым в 1948 году, в период, когда поэт только начал возвращаться на писательскую стезю после тяжелой травмы, полученной на войне. В это время из-под пера поэта появилось совсем не много стихов, но все они касаются души человека, вызывают искренние слезы сочувствия.
Тема стихотворения – рассказ о преданности собаки. Автор утверждает, что внешность не всегда является показателем внутреннего мира. Образ дворняги можно понимать, как в прямом, так и в переносном смысле. Во втором случае под этой аллегорией скрывается образ невзрачного, но доброго человека.
Центральный образ «Стихов о рыжей дворняге» – брошенная хозяином собака. В начале стиха автор рассказывает, как человек отвязал собаку, и та провожала его до самого вокзала. Куда уехал хозяин непонятно, но автор говорит, что, едя в вагоне, он не вспоминал о верном друге. Собака осталась одна и, возможно, ее бы подобрал старик на вокзале, но «беда» в том, что собака была «дворнягой».
Животное по зову своего сердца пустилось во всю за вагоном. Описанию погони Э. Асадов посвятил несколько строк. Дворняга бежала по шпалам, задыхаясь и разбивая лапы в кровь, пока, обессилив, не стукнулась «лбом о перила». Так закончилась жизнь верного друга, только из-за того, что собака «не вышла породой».
В последнем куплете Э. Асадов обращается к старику, который не сумел разглядеть в дворняге «сердце чистейшей породы». Автор упрекает человека в том, что тот не знает природы, не умеет замечать доброту, если та скрыта под простой оболочкой. Обращение риторическое, но оно адресовано не только герою произведения, но и читателям. И говорится в нем не только о собаках…
В произведении Э. Асадова «Стихи о рыжей дворняге» можно выделить образ лирического героя. Он долгое время остается «за кулисами», наблюдая за действиями других героев, и лишь в конце позволяет себе «выйти» и обратиться к старику. Образ лирического героя тесно связан с автором, сливается с ним.
Текст не перегружен художественными средствами. Автор употребляет их лишь тогда, когда нужно сделать акцент на событии или внутреннем состоянии героев. Он использует метафоры («пестрый людской муравейник вливался в вагоны экспресса», «выпрыгнуть сердце готово»), эпитеты («лохматая рыжая спина», «рыжая дворняга», «красный мелькающий свет»), сравнение «взревел паровоз…, как бык», антитезу «эх, будь ты хорошей породы… А то ведь простая дворняга!».
Стихотворение Эдуарда Асадова «Стихи о рыжей дворняге» состоит из 10 катренов с перекрестной рифмой. Каждый куплет выражает относительно законченную мысль. Стихотворный размер произведения – трехстопный амфибрахий. Такая ритмическая организация замедляет темп повествования, подчеркивает грустное настроение и трагический пафос стиха.
Мотив стихотворения «Стихи о рыжей дворняге» распространенный в русской и мировой литературе. Тем не менее, трогательная интерпретация Э. Асадова входит в 100 лучших произведений ХХ века.
ли со статьей или есть что добавить?